XXIII Международный Волковский театральный фестиваль - "На всякого мудреца довольно простоты"

С 19 по 26 сентября 2023 в Ярославле проходит XXIII Международный Волковский театральный фестиваль. Организаторы фестиваля: Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Ярославской области.

«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре

В 2023 году фестиваль посвящен 200-летию со дня рождения А.Н. Островского, поэтому проходит под девизом «Островский: современники и современность». Зритель увидит на сцене Первого Русского не только произведения великого драматурга, но и произведения, написанные его современниками, русскими классиками XIX века: Толстого, Достоевского, Гоголя, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Фестиваль открыла труппа Московского Губернского театра с постановкой Олега Павловича Табакова по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Зрителю была представлена восстановленная режиссерами Сергеем Безруковым и Аллой Решетниковой версия. Оригинал постановки успешно шел в театре Олега Табакова 17 лет (1997 - 2014). Роль Глумова исполнял ученик Олега Табакова – Сергей Безруков, и в память о своем учителе С. Безруков восстановил постановку с актерами Губернского театра. Роль Глумова в исполняет Кирилл Новышев, роль Клеопатры Львовны Мамаевой сыграла Анна Снаткина, в роли Мамаева – Сергей Вершинин.


Краткий сюжет пьесы А.Н. Островского: Егор Дмитрич Глумов умен и хорош собой, но беден, и потому таланты его не востребованы. Поняв, что честным путем ничего не добиться, он решает действовать коварно: врет, выслуживается, льстит, плетет интриги, вовлекая сильных мира сего, включая собственного дядюшку Нила Федосеича Мамаева – богатого, чванливого и глупого барина. Играя на слабостях других, Глумов забывает о том, что слабость есть и у него: он ведет дневник, записывая в него все свои злодеяния. Это сыграло с ним недобрую шутку.

Основная тема пьесы – положение в обществе достигается чаще разговорами, чем делами. Характеры героев обличают людские пороки и слабости до сих пор. Например, Клеопатра Львовна – типичная светская львица, сейчас, может быть, о ней сказали бы «блогерка» или «моделька»: она значительно моложе своего круга общения, выскочила замуж за богатого старика, ее хитрость помогает ей выживать в обществе, но у нее есть слабость – западать на молодых мужчин. Сильные мира сего, Мамаев, Крутицкий, Городулин – амбициозные, самовлюбленные, но, по сути, очень глупые люди, не способные без помощников, которым делегируют обязанности, сделать даже самой простой вещи. Этим и пользуется Глумов. В современных компаниях часто дела обстоят именно так: беспомощный руководитель и сообразительный ассистент, которому однажды надоедает делать чужое имя, и он начинает работать на себя.


Хитросплетения характеров героев: сластолюбивой Клеопатры Львовны, излишне доверчивой и суеверной купчихи Турсиной, корыстной Машеньки, меркантильных Курчаева и Голутвина, помогают удерживать внимание зрителя более трех часов. Спектакль смотрится очень легко. Постановку О. Табакова классифицируют как «актерский» спектакль. Особенность «актерских» спектаклей в том, что режиссер делает ставку на игру актеров, создавая паутину обстоятельств на сцене таким образом, чтобы через мастерство лицедейства показать многогранность характеров персонажей. Конечно, роль в данном случае подразумевает серьезную работу, ответственность и нагрузку на актера, но это несет бесценный опыт.

Пьеса А. Н. Островского – комедия, и поставлена О. Табаковым она как комедия, на мой взгляд, с элементами абсурда. Тонкости характеров и соль ситуации разжеваны предельно, и будут понятны даже юному зрителю. В общем-то, сценическое действо не рождает вопросительной недосказанности, воспринимается легко. Спектакль рассчитан на рядового зрителя, уставшего от будничных забот, пришедшего в театр отдохнуть, получить приятные эмоции, развеяться. Элементы абсурда органично вписаны в полотно произведения и заставляют хохотать до слез. Юному зрителю все же, наверно, не рекомендую просмотр, тк есть некоторые вульгарные моменты. Они, безусловно, тоже абсурдны и вызывают смех.


Отдельно хочу отметить сценографию Боровского: это стильный, эстетичный в смысле визуальных образов спектакль. Действо стилизовано под старинные фотографии и первые пробы кинематографистов. Над сценой мы видим вывеску фотосалона, принадлежащего фотографу государя. Эта вывеска опускается самими актерами в процессе действа и служит своеобразным занавесом, за которым происходит быстрая смена декораций без перерывов на антракт. Основные события произведения сосредоточены в самом центре сцены, визуально получаем кадрированное изображение: взгляды зрителей направлены строго в этот квадрат. Создается впечатление, что смотришь в старинный, небольшой, черно-белый телевизор. Цветовая гамма декораций и костюмов стилизована под зелено-коричневые оттенки первых фотоизображений. Цветовое единение костюмов и декораций задает колорит, создает уникальную атмосферу присутствия, время как будто откатывается назад, бросая зрителя в конец XIX века. В завершение действия Глумов делает групповую фотографию сильных мира сего старинным фотоаппаратом.

С течением времени главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки остаются неизменными, поэтому пьесы А.Н. Островского никогда не потеряют своей актуальности.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»