Это классическая комедия, сюжет которой основан на таких произведениях драматурга как «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова». Главный герой – мелкий чиновник Миша Бальзаминов, не обладающий ни особыми добродетелями, ни острым умом, ни богатством. Миша ищет счастья, но в его ситуации счастье может состояться лишь в одном случае: если герой выгодно женится. Зритель наблюдает за тем, как Миша Бальзаминов добывает себе невесту, попадая в различные неудобные ситуации.
Мизансцена, в общем-то, статичная: на деревянном помосте сооружено подобие комнаты, в которой стоят три сундука: один из них выполняет роль шкафа для одежды, второй – холодильник или бар, а третий – самый многофункциональный: и кровать, и диван в богатом доме, и ванна. Деревянный помост напоминает сломанную телегу – отсылка к тому, что семья Бальзаминовых живет на окраине города, почти в деревне, в бедном доме.
Действие начинается в этом бедном доме: к Бальзаминовым приходит сваха Акулина Гавриловна Красавина и убеждает глупого Мишу искать расположения богатой вдовы, но вдова, впрочем, оказывается влюблена в сослуживца Миши Устрашилов, и тот незамедлительно начинает угрожать Мише расправой, если он не отступится от вдовы. Но у свахи же стоит цель – заработать денег, и она сводит Мишу с богатой, но уже не очень молодой Домной Евстигневной Белотеловой. На пути к своему счастью Миша успевает помочь товарищу выкрасть возлюбленную Анфису Пеженову и по пути посвататься к ее сестре Раисе, но она тоже отказывает.
Красной нитью через произведение идет безвыходная скука и тоска: Миша тоскует о богатстве, женщины тоскуют о замужестве. Герои одеты традиционно, в их жизнях прослеживается традиционный уклад, режиссер не стал ничего осовременнивать, все логично и соответствует своему времени. Разве что образ Домны Белотеловой несколько выбивается: здесь идет отсылка к «Вию» Н. В. Гоголя. Но это вполне органично вписано в сюжет. Домна на протяжении всего действа принимает ванну. Белотелова настолько ленива, что ей лень даже думать. Лень здесь имеет гротескное преувеличение. Она платит свахе хорошие деньги, чтобы та приводила в ее дом кавалеров. В конце, увидев Мишу Бальзаминова, Домна поднимается из ванны – вот здесь мы видим отсылку к панночке, поднимающейся из гроба посреди церкви. В постановке Дмитрия Бурханкина этот образ обыгран ненавязчиво и с юмором.
Особенность спектакля еще и в том, что все роли, кроме роли Миши, – женские. Да, мы слышим упоминания о братьях Пеженовых, которые заперли своих сестер на чердаке, чтобы те не бегали за мужчинами, но мы их не видим. Режиссер нашел интересное решение для диалога Миши с его товарищем, возлюбленным одной из сестер Пеженовых: герой читает письмо от друга и тут же на словах ему отвечает.
Комедия, как известно, – самый сложный жанр. Сложность его заключается в том, что то, что ранее казалось смешным, в настоящее время может не вызвать такой реакции. Или то, что режиссеру кажется забавным, зритель может воспринять иначе. Постановка подходит к просмотру любителям традиционного театра с классическими воззрениями на комедию. Юмор легкий и ненавязчивый, отсутствуют вульгарности, сюжет простой и будет понятен даже ребенку.