XXIII Международный Волковский театральный фестиваль - "Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил"

Еще одним участником XXIII Международного Волковского театрального фестиваля стала труппа Калужского областного драматического театра с постановкой режиссера Дмитрия Бурханкина по произведениям А. Н. Островского «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил».


Это классическая комедия, сюжет которой основан на таких произведениях драматурга как «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Женитьба Бальзаминова». Главный герой – мелкий чиновник Миша Бальзаминов, не обладающий ни особыми добродетелями, ни острым умом, ни богатством. Миша ищет счастья, но в его ситуации счастье может состояться лишь в одном случае: если герой выгодно женится. Зритель наблюдает за тем, как Миша Бальзаминов добывает себе невесту, попадая в различные неудобные ситуации.

Мизансцена, в общем-то, статичная: на деревянном помосте сооружено подобие комнаты, в которой стоят три сундука: один из них выполняет роль шкафа для одежды, второй – холодильник или бар, а третий – самый многофункциональный: и кровать, и диван в богатом доме, и ванна. Деревянный помост напоминает сломанную телегу – отсылка к тому, что семья Бальзаминовых живет на окраине города, почти в деревне, в бедном доме.

4522

Действие начинается в этом бедном доме: к Бальзаминовым приходит сваха Акулина Гавриловна Красавина и убеждает глупого Мишу искать расположения богатой вдовы, но вдова, впрочем, оказывается влюблена в сослуживца Миши Устрашилов, и тот незамедлительно начинает угрожать Мише расправой, если он не отступится от вдовы. Но у свахи же стоит цель – заработать денег, и она сводит Мишу с богатой, но уже не очень молодой Домной Евстигневной Белотеловой. На пути к своему счастью Миша успевает помочь товарищу выкрасть возлюбленную Анфису Пеженову и по пути посвататься к ее сестре Раисе, но она тоже отказывает.

Красной нитью через произведение идет безвыходная скука и тоска: Миша тоскует о богатстве, женщины тоскуют о замужестве. Герои одеты традиционно, в их жизнях прослеживается традиционный уклад, режиссер не стал ничего осовременнивать, все логично и соответствует своему времени. Разве что образ Домны Белотеловой несколько выбивается: здесь идет отсылка к «Вию» Н. В. Гоголя. Но это вполне органично вписано в сюжет. Домна на протяжении всего действа принимает ванну. Белотелова настолько ленива, что ей лень даже думать. Лень здесь имеет гротескное преувеличение. Она платит свахе хорошие деньги, чтобы та приводила в ее дом кавалеров. В конце, увидев Мишу Бальзаминова, Домна поднимается из ванны – вот здесь мы видим отсылку к панночке, поднимающейся из гроба посреди церкви. В постановке Дмитрия Бурханкина этот образ обыгран ненавязчиво и с юмором.

4453

Особенность спектакля еще и в том, что все роли, кроме роли Миши, – женские. Да, мы слышим упоминания о братьях Пеженовых, которые заперли своих сестер на чердаке, чтобы те не бегали за мужчинами, но мы их не видим. Режиссер нашел интересное решение для диалога Миши с его товарищем, возлюбленным одной из сестер Пеженовых: герой читает письмо от друга и тут же на словах ему отвечает.

Комедия, как известно, – самый сложный жанр. Сложность его заключается в том, что то, что ранее казалось смешным, в настоящее время может не вызвать такой реакции. Или то, что режиссеру кажется забавным, зритель может воспринять иначе. Постановка подходит к просмотру любителям традиционного театра с классическими воззрениями на комедию. Юмор легкий и ненавязчивый, отсутствуют вульгарности, сюжет простой и будет понятен даже ребенку.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»