XXIII Международный Волковский театральный фестиваль - "Анна Каренина"

Труппа Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова в рамках XXIII Международного Волковского театрального фестиваля под руководством режиссера Ивана Комарова представила постановку по роману Льва Толстого «Анна Каренина» в инсценировке Дины Полетаевой.

Основная задумка создателей состоит в том, что эта история рассказана Фру-Фру. В афише так и значится: подлинная история, рассказанная Фру-Фру. Лошадью, впрочем, оказывается девушка-аниматор, которая, появившись на сцене, тут же начинает взаимодействовать с залом: просит зрителей первого ряда раздать флаеры на ее шоу. За весь спектакль и четвертая, и пятая стены рушатся несколько раз, взаимодействие актеров с залом кажется даже несколько навязчивым.

Действие разворачивается на железнодорожном вокзале, куда прибывает поезд Анны Карениной. Вагон-купе служит на протяжении всего спектакля и, собственно, вагоном, и ванной комнатой, и гостиной, и спальней. Мизансцена несколько меняется, когда гости собираются на дачу: на первый план выставляются обеденные столы в одну линию.

Легендарное «Все смешалось в доме Облонских» играет совершенно иными красками при просмотре версии режиссера Ивана Комарова. Концепция спектакля выстроена на абсурде, гротеске, примитивизме. Данную постановку называют новаторской. Да, с традиционным театром здесь мало общего. Мнения зрителей разделились: кому-то понравился подход режиссера, кто-то, наоборот, разочарован. Ярославль – консервативный город, у меня как у коренной жительницы все же более традиционные воззрения на театральное искусство, поэтому отношу себя ко второй группе зрителей.


По моему субъективном мнению, у актеров в данной концепции нет возможности для демонстрации мастерства, их действие как героев сокрыто за словами и атрибутами, что является самым простым режиссерским ходом.

Напомню краткий сюжет романа. Дарья Александровна Облонская, по прозвищу Долли, узнает о неверности своего мужа, Степана Аркадьича Облонского, по прозвищу Стива. Долли требует развода, Стива просит помощи у Анны Аркадьевны Карениной, которая незамедлительно приезжает поездом и встречается вокзале с Алексеем Кирилловичем Вронским. Помещик Константин Дмитриевич Левин любит сестру Долли Катерину Щербацкую, прозванную Кити. Он хочет жениться на ней, но Кити влюбляется во Вронского и отвергает Левина. Левин уезжает в свое поместье и утешается охотой. На московском балу Кити становится свидетелем вспыхнувшего чувства Анны и Вронского и чувствует себя обманутой, униженной, отвергнутой. Алексей Каренин старше своей супруги Анны на двадцать лет, он сух, излишне рационален и безэмоционален, он слепо следует нормам и правилам. В общении с молодым и красивым Вронским Анна находит то, чего ей не хватает в браке. Запретная связь Анны и Вронского становится достоянием общественности, что ранит Каренина, для которого чрезвычайно важно оставаться в обществе незапятнанным. Каренин не дает Анне развода, Анна сходится с Вронским и рожает от него дочь, но по закону девочка является Карениной. Конфликт становится неразрешимым, и Анна бросается под поезд.


Режиссер упростил многие образы. Например, Анна мечется между чувством и долгом в прямом смысле: она бегает по сцене туда-сюда от Вронского к Каренину. Кити, почувствовав себя обманутой, надевает оленьи рога. Левин, занятый охотой и практическими делами в поместье, появляется перед зрителем в подобии копны соломы на голове, как домовенок. Подобные примитивизмы соответствуют концепции спектакля.

Со слов режиссера Ивана Комарова, перед ним не стояло задачи осовременнить произведение. Тем не менее, его герои зажигают под «Я плачу на техно», аниматор лошадка Фру-Фру раздает флаеры, а Анна, перед тем, как броситься под поезд, спрашивает у Алисы, почему она это делает. Кстати, под поезд Анна бросается в рогах Кити на голове, с клоунским носом и воздушными шариками.

Режиссер акцентировал внимание зрителя на самом основном в героях, отметая многогранность характеров на второй план. Анна мечется между чувством и долгом, как я уже написала, в прямом смысле. Каренин издевается над Сережей за то, что сын похож на Анну. Долли употребляет алкоголь в ванной и жалуется на то, как она больше не хороша собой. Все становится где-то даже слишком понятно, слишком рутинно и по-бытовому. Герои без стеснения обсуждают то, что мы делаем в уборной. Кити рожает в стоге соломы на наших глазах. Анна впрочем, тоже. Никаких тайн, никакого стеснения, никакой художественности.


На заднем плане бежит электронная строка, где мы видим слова песен, которые исполняют герои, а также наименования локаций, где они сейчас находятся. Девушку-аниматора пристреливают несколько раз, чтобы не болтала. Режиссер делает усиленный акцент на этом: в одном из эпизодов Анна просит Фру-Фру умереть как-то более театрально. Наверно, это должно выглядеть забавно. Музыкальные композиции подобраны, чтобы заинтересовать молодую аудиторию («Я плачу на техно») и более взрослую («Огней так много золотых на улицах Саратова»). Взятое вместе, это напоминает коктейль из абсурда.

Постановка подойдет к просмотру, если вы – сторонник инноваций на театральной сцене, и, скорее всего, разочарует, если вы – поклонник традиционного театра.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»