Театр пришел с улицы, но взял тенденцию к тому, чтобы вновь покинуть сцену.

Театр пришел с улицы, но взял тенденцию к тому, чтобы вновь покинуть сцену.
Современный зритель испытывает потребность выйти из "черной коробки" в естественную среду.



Театральные представления зародились из дионисий - празднеств в честь бога виноделия Диониса. Слово "театр" имеет греческое происхождение и переводится как "место для зрелищ". Зрелища происходили под открытым небом. Позднее появились здания - театры, - и место для зрелищ приобрело определенную форму.

Театр как здание все же подразумевает некоторую пассивность: внимание зрителя концентрируется на освещенной сцене. В данном случае у актеров нет необходимости удерживать внимание зрителя - оно пассивно появляется, как только над зрительным залом гаснет свет.

Действие театра "Site-specific" происходит вне сцены. Современный зритель испытывает потребность выйти из "черной коробки" в естественную среду. Действие "Site-specific" может происходить на улице, в "Макдональдсе", в подъезде - в любом месте, где естественным путем сформировалась тема, интересующая зрителя. "Триггернуть может все, что угодно - свет, звук, беседа с интересным человеком," - говорит Кирилл Люкевич, режиссер из Санкт-Петербурга - обладатель "Золотой Маски - 2021" в номинации "Эксперимент".

Кирилл Люкевич поставил документальный спектакль. За основу был взят вербатим граффитиста: актер, который реально нарисовал огромное количество граффити на улицах, совершает прогулку по Петербургу и беседует со зрителями о том, хорошо ли рисовать граффити.

"Site-specific" - синтезированное зрелище, со включением элементов променад-театра, интерактива и тд.

Этот вид театрального искусства имеет ряд отличий. Возможность использования различных локаций решает проблему любительских театров Ярославля - отсутствие собственного здания с фиксированной сценой (коей располагают театры профессиональные). Но в то же время на актера "Site-specific" возложена дополнительная нагрузка: он вынужден активно завоевывать и удерживать внимание зрителя на протяжении всего мероприятия. Это должен быть легко импровизирующий человек, так как необходимо использовать естественную среду - например, улицу, - и в любой момент что-то может пойти не по плану. В то же время актеру необходимо органично вписаться в обстановку, иначе теряется ощущение естественности. Актеру-любителю выполнить обе функции одновременно довольно тяжело.

"Site-specific" опирается на основы классического театра, но, по мнению Кирилла Люкевича, не ограничивается ими. Актер "Site-specific" может и должен использовать "неожиданности естественной среды" в представлении. Например, на пути попался нетрезвый горожанин, который просто уснул на тротуаре. Как обычный прохожий вы бы прошли мимо. Что сделал бы актер "Site-specific"? Наверно, он бы сказал своим спутникам в прогулке "тише, не разбудите!" и прокрался на цыпочках! С определенной долей вероятности его зрители сделали бы то же самое. Отношение к месту изменилось! Пусть даже вы проходили по этой улице миллион раз, но в тот момент вы взглянули на знакомый тротуар под другим углом. Задача "Site-specific" - показывать ту же ситуацию под другим углом.

В рамках театрального фестиваля "Розовфест-2022" Кирилл Люкевич провел для нас перформанс - мы вышли на улицу, где нам было предложено слепить из пластилина символичную миниатюрную копию себя и составить композицию на ступеньках ТЮЗа. Параллельно мы делились детскими воспоминаниями о театре, и в процессе к нам присоединились две девушки из Новосибирска. Они услышали нашу беседу, и им захотелось принять участие - это и есть "неожиданность естественной среды"!




Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»