XXIII Международный Волковский театральный фестиваль - "Так и будет"

Еще одним участником XXIII Международного Волковского театрального фестиваля стали гостеприимные хозяева – труппа театра им. Ф. Волкова с постановкой по пьесе Константина Симонова «Так и будет», режиссёр Владимир Смирнов (Данай).

Выбор произведения режиссером безусловно выбивается из гармоничной вереницы произведений русских классиков-современников А.Н. Островского. Пьеса «Так и будет» была написана К. Симоновым в 1944 году, когда измученный горем народ ждал Победы. И тогда произведение несло несколько иной смысл, чем сейчас. В настоящем некоторые моменты нам покажутся странными.

Декорации в стиле минимализма: пустая комната, где из мебели – лишь стол и пара стульев, что соответствовала быту военного времени, когда люди срывались в эвакуацию. Комната абсолютно белая, белизну стен разбавляет лишь реплика картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Сразу бросается в глаза чрезмерная перспектива стен: комната неестественно сужается, что визуально создает ощущение тесноты. С одной стороны, могу предположить, что перспектива стен символизирует надежду людей на будущее, герои постоянно говорят «я хочу, проснуться, и чтобы небо было синее, а трава зеленая», а с другой стороны, никак не могу избавиться от ассоциации с гробом: люди как будто зависли между прошлым и будущим, и это красной нитью проходит через все произведение.


Краткий сюжет произведения: семья академика архитектуры Фёдора Алексеевича Воронцова – академик с дочерью Ольгой и сестрой Александрой – вынуждена переехать в другую квартиру, потому что их дом разбомбили немцы. Хозяин квартиры военный инженер Дмитрий Иванович Савельев, от которого не было вестей вот уже 3 года, и все думали, что он погиб, возвращается в отпуск и застает в своей квартире новых жильцов. Это первый момент, который в настоящее время может показаться странным: сейчас в подобной ситуации человек сочтет это оскорбительным, среагирует агрессивно. Но в военное время это было нормальным, люди терпимо относились друг к другу.

Естественно, Воронцов незамедлительно просит сестру Александру обустроить Савельеву место для сна, но полковник долго отказывается снять военную форму, он чувствует себя чужим в своем доме, где нетронуты фотографии его с погибшей женой и дочерью, где в пыльном чемодане хранится дочкина кукла. Этот дом полон призраков прошлого. Как по волшебству в квартиру начинают наведываться боевые товарищи Савельева: военный врач Анна Григорьевна, спасшая ему жизнь, полковник Иванов – артиллерист, воспитанник Ваня. Возвращаются люди из прошлого, и каждый носит внутри собственную трагедию.


Ольга потеряла на войне возлюбленного, за которого должна была выйти замуж. И, хотя за ней ухаживает перспективный архитектор Синицын, она оказывает ему, хватаясь за прошлое. В первой сцене на полу белой комнаты мы видим брюки и пиджак – образ человека, которого больше нет, но который до сих пор здесь.

Савельев одевается в гражданское, в том же чемодане отыскивается кукла его маленькой дочки, вся семья полковника погибла в первые дни войны. Увидев куклу, полковник бледнеет. В процессе сценического действия он дарит куклу артиллеристу Иванову, направляющемуся в Казань к своей семье, но образ куклы на детском стульчике – Савельев в прямом смысле носит до конца спектакля этот стульчик с куклой – говорит нам о том, что он не смог отпустить прошлое. Анна Григорьевна – военный врач-хирург, сильная женщина в военной форме, за которой ее как женщину давно уже никто не видит, влюблена в Савельева, но он цепляется за прошлое, а она не может простить ему, что не разглядел в ней любящую женщину. Савельев и Ольга влюбляются друг в друга, и квартира постепенно начинает рушиться: сначала падает картина, потом – кусок потолочной лепнины. На мой взгляд, это образ того, что герои готовятся к тому, чтобы оставить прошлое в прошлом. И Ольге удается это сделать: она открывает свои чувства Савельеву, а вот он уезжает, забрав стульчик с куклой. Женское одиночество Анны Григорьевны режиссер воплотил через зажигательный танец героини, а на белых стенах мелькали проекции военных фотографий. Героиня, наконец, снимает с себя военную форму. Артиллерист весело отплясывает на стуле рядом с самоваром в одной из сцен: он очень рад, что едет на побывку к семье. Нам сейчас это очень понятно, но в то время люди осознавали, что на самом деле неизвестно, что он найдет по прибытии: может быть, его дом разбомбили, а семья погибла, может быть, его жена сошлась с другим, может быть, его дочь заболела.


Еще один момент, который может показаться странным – самовар в московской квартире. С одной стороны, это отсылка к традициям, к корням и предкам. С другой стороны, зенитчица Надя делает блинчики на батарее: возможно, сделать чай нормальным способом было не всегда возможно, вот люди и растапливали самовар.

Постановка режиссера Владимира Смирнова полна смыслов. Герои говорят очень быстро, как будто боятся не успеть договорить. И их слова доходят до сознания зрителя только спустя мгновения после того, как были произнесены. Если вы чутко чувствуете смыслы образов или вам нравится размышлять, то спектакль для вас.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»