В Ярославле зазвучат музыкальные инструменты эпохи барокко.

6 мая в Ярославской филармонии на XIV фестивале Юрия Башмета вечер музыки барокко. Интересно, что звучать она будет не только на привычных нам инструментах — скрипке, флейте, контрабасе, но и на тех, о которых мы знаем не так много, и, которые пока ещё не часто появляются в современных концертных залах: лютня, виола да гамба, клавесин, мандолина, домра.

Программа концерта


I отделение:

  • Ж.Б. Люлли Марш для турецкой церемонии из комедии-балета «Мещанин во дворянстве»
  • Ж.-Н.-П. Руайе Головокружение
  • Г.Ф. Телеман Сюита для скрипки и мандолины ре мажор "Гулливер"
  • К.Ф.Э. Бах Соната-фантазия соль минор для мандолины и клавесина
  • М. Марэ Гробница де Сент-Коломба для виолы да гамба соло ми минор
  • А. Вивальди La Follia (Фолия)

II отделение:

  • А. Вивальди Времена года. Концерт No 2 "Лето"
  • Ж.-Н.-П. Руайе Скифский марш
  • Ж. Морель Чакона для флейты, виолы да гамба и basso continuo
  • Л. Дакен Кукушка, переложение для домры и клавесина
  • И. Бибер Соната для скрипки и basso continuo
  • М. Марэ Фолия
  • А. Корелли Фолия
  • Ж.Ф. Рамо Танец дикарей из оперы-балета «Галантная Индия»


Предлагаю кратко познакомиться с историей возникновения и развития инструментов барочной эпохи и теми музыкантами, которые будут играть на них в Концертном зале им. Л. В. Собинова.

Екатерина Мочалова — одна из наиболее известных в России и за рубежом исполнительниц как старинной, так и классической музыки на домре и мандолине.


Лауреат I премии Японского конкурса мандолинистов (Токио,2012), Осакского международного конкурса мандолинистов (Япония,2013), Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2013), Международного конкурса исполнителей на балалайке и домре им.П.И.Нечепоренко (Москва, 2016).

С 2012 года– солистка Национального академического оркестра народных инструментов России им.Н. П.Осипова, с 2019-го– концертмейстер. 

Домра


Домра, как и балалайка, обязана своему возрождению Василию Андрееву, популяризатору и исполнителю русской народной музыки во второй половине XIX века и создателю первого Всероссийского оркестра русских инструментов.

Домра – любимый инструмент скоморохов на Руси. В XVI – XVII веках они ходили по сёлам и городам, устраивая весёлые представления, часто высмеивающие пороки как простых людей, так и «сильных мира сего», включая лиц духовного звания.

Это вызывало недовольство властей и последовали гонения на скоморохов Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Был издан запрет и на их инструменты: дудки, рожки, домры, свистульки. О домре забыли на многие годы.   

В конце XIX века (1896 г) В. Андреев случайно нашёл полуразвалившуюся старинную домру в глухом селе Вятской губернии. На её основе им и его помощником была воссоздана и усовершенствована русская домра. Было разработано их несколько видов : басовая. альтовая, малая, домра пикколо.

Домра малая наиболее востребована как в оркестрах русских народных инструментов, так и в сольных выступлениях.

Николай Будашкин.

Концерт для домры с оркестром, первая часть.

Исполняет лауреат Всероссийских и международных конкурсов Екатерина Мочалова (домра)

Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

Художественный руководитель и главный дирижер –народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ, профессор Владимир Андропов

Концертный зал имени П. И. Чайковского,

Москва 7 марта 2020 года.

Мандолина


Многие, наверняка, слышали такое приятное уху слово «мандолина», от которого веет чем-то итальянским. Но предшественницей её был не народный итальянский инструмент, а завезённая из Средней Азии лютня.

Длина инструмента обычно составляет 60 сантиметров. Техника игры на мандолине схожа с гитарной. Звук мандолины имеет бархатистый и мягкий тон, который очень быстро угасает.

Первые образцы мандолины можно встретить в музеях Лондона, Клермонта (Калифорния) и Брюсселе. Самый ранний, из сохранившихся инструментов, датирован 1744 годом.
Расцвет мандолины пришёлся на XVIII век и связан он с именем итальянских мастеров и музыкантов семьи Виначиа. Они не только создали свой вариант инструмента - «генуэзская мандолина», но и путешествовали с ним по Европе, давая концерты и обучая людей игре на ней. Мандолина становится популярной в высшем обществе, создаются школы для обучения игры на инструменте. Мандолина начинает звучать в оркестрах, для неё специально пишется музыка. Однако мировая популярность мандолины продлилась недолго. С появлением в начале XIX века других инструментов, с более ярким экспрессивным звучанием, ее стали забывать. И так продолжалось до XX века, когда мандолина зазвучала вновь в классической музыке и в джазе.

А. Вивальди. Концерт для мандолины и струнных до мажор

Екатерина Мочалова и камерный ансамбль «Солисты Москвы».

Дирижёр — Юрий Башмет.

Лютня


В пещере Труа-Фрер на юго-западе Франции  в начале XX века нашли наскальные рисунки. Изображения датируются примерно 13 000 годом до нашей эры. На них изображен музыкальный лук — первый известный струнный инструмент. От музыкального лука пошло дальнейшее развитие струнных. С увеличением количества струн появились арфы и лиры. Лира считается общей прародительницей целого ряда  струнных инструментов, в частности лютни.

Лютня  - струнный щипковый музыкальный инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом, появилась в Месопотамии в IV веке до н.э. Доподлинно неизвестно, как инструмент попал в Европу.  Считается, что  распространение лютни шло через Балканы, затем Византию и, наконец, она появляется в Италии (Сицилия XII в).

К XIV веку лютня перешагнула всю территорию Италии и продолжила свой путь по странам Западной Европы.


В XVI веке популярность её достигла своего апогея. Она доминировала как у профессиональных музыкантов, так и у любителей. Инструмент звучал не только во дворцах королей и высшей знати ( здесь есть сходство с мандолиной), но также в домах простых горожан. На нем исполняли сольные и ансамблевые произведения, аккомпанировали вокалистам и хорам и, кроме этого, вводили в состав оркестров. Инструменты постоянно модифицировались, увеличилось количество парных струн.  Разновидностей лютни было много, и среди них  семь, которые соответствовали тесситуре человеческого голоса, от дисканта до баса.

К концу XVII века популярность лютни стала заметно падать, так как её постепенно вытесняли такие инструменты как гитара, клавесин, а несколько позже и фортепиано. В XIX столетии лютня была практически забыта. Осталось только несколько ее разновидностей в Германии, Украине и в странах Скандинавского полуострова. В ХХ веке несколько музыкантов из Англии решили вернуть лютне утраченную популярность. Особенно в этом преуспел британский лютнист и музыковед Арнольд Долмеч.
Начиная с 70 - х годов, одиночные исполнители и музыкальные коллективы стали включать игру на лютне и теорбе -  басовая разновидность лютни с удлиннённым грифом, в программу своих концертов, используя произведения времен эпохи средневековья и  барокко.

Р. де Визе. Сюита для лютни и теорбы соль минор - исп. Ася Гречищева и Олег Бойко
 Рахманиновский зал МГК 17 января 2021 г.

Клавесин


Клавесин - (франц. clavecin) - щипковый клавишный музыкальный инструмент.

Известен с XVI века, а конструироваться начал ещё в XIV.

Струны клавесина ( в начальный период — жилы) приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр (медиатор). Звук инструмента - блестящий, но мало певучий, отрывистый. Изменение силы и тембра звука не зависело от характера удара по клавишам. Музыкант, играющий на клавесине, сразу после нажатия клавиши терял всякую связь со струной, дальше она звучала сама по себе, без малейшего участия человека.

С начала XVII века вместо жильных стали использоваться металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент, бывший четырёхугольным, приобретает треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

В XVII – XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для изменения тембровой окраски. Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. Внешне клавесины обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

Как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина - его однообразное по громкости звучание. Сила звука зависела не от того, с какой энергией музыкант ударял пальцем по клавише, а от упругости перышка, защипывающего струну. Искусные музыканты могли взять звук чуть-чуть громче или чуть-чуть тише, но для исполнения многих произведений такой небольшой разницы в силе звучания уже не хватало.

Были скованы и композиторы. В нотах музыкальных пьес, предназначенных для клавесина, они не могли указать «фортиссимо», то есть «очень громко», так как знали, что громче какого-то среднего уровня клавесин звучать не может. Не могли указать «пиано» и тем более «пианиссимо», то есть «тихо» и «очень тихо», ибо знали, что на такие нюансы этот инструмент тоже неспособен.

Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, а точнее, вообще клавишеструнника, но вдобавок стал бы более послушен энергичным или мягким движениям пальцев музыканта. Иначе говоря, мог как угодно гибко звучать и «форте», и «пиано». Стоит ли удивляться, что новый инструмент, воплотивший в себе эту главную идею, так и стал называться — фортепиано?

Примерно со второй половины XX века просыпается интерес к историческим инструментам, то есть к таким копиям старинных клавесинов, изготовление которых производилось бы в полном соответствии со старинной технологией производства . Сегодня такие инструменты называются "Аутентичные клавесины".

Александра Коренева - исполнительница на клавесине, хаммерклавире и фортепиано. Лауреат международных конкурсов «Австрийская барочная академия» в Гмундене (Австрия, 2004, I премия и приза зрительских симпатий) и «Musica Antiqua» в Брюгге (Бельгия, 2007, III премия).



В 2007 удостоена премии «Молодые таланты России», много гастролирует в России и за рубежом: в Австрии, Бельгии, Голландии, Италии, Финляндии, Эстонии, Германии, Испании. О ней отзываются как о необыкновенном виртуозе, буквально творящем чудеса на концертах.

С 2008 г. Александра Коренева ведет специальности клавесин, хаммерклавир и камерный ансамбль в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Входит в основной состав ансамбля солистов «La voce Strumentale» и Arsenale Sonoro .

Плодотворно сотрудничает не только с представителями аутентичного направления, но и с академическими музыкантами. Среди наиболее интересных проектов последнего времени – Бранденбургский концерт № 5 И.С. Баха с ансамблем «Солисты Москвы» и Юрием Башметом.

В Ярославль для участия в Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета приглашена во второй раз.

И. С. Бах. Бранденбургский концерт №5.

Клавесин — Александра Коренева.

Ансамбль - «Солисты Москвы».

Дирижёр — Юрий Башмет.

Большой зал Московской консерватории.

Виола да гамба


Инструменты семейства виол начинают свою историю в раннем средневековье, в эпоху Возрождения. В это время состав музыкального инструментария сильно расширился. Историки предполагают, что виола произошла от испанского струнно-щипкового инструмент виуэла. На ней впоследствии стали играть смычком, что возможно и привело к эволюции в новый музыкальный инструмент.

В конце XV века главой Ватикана был выбран представитель каталонской династии Борджиа, папа Александр VI. Это событие привели к росту испанской культуры в итальянской столице - Риме и, соответственно, притоку испанских музыкантов, а вместе с ними и их инструментов. В Италии мастер по изготовлению музыкальных инструментов Литуэр, примерно в 1600 году, преобразовал испанскую виуэлу: оставив прежний строй, он придал ей несколько иную форму. Мастер сделал инструмент пригодным не только для аккомпанемента, но и для сольного исполнения. В таком виде виола, так стал называться инструмент, просуществовала следующие двести лет.

Виола изначально была довольно больших размеров, поэтому играли на ней только сидя, держа вертикально и удерживая коленями или укладывая на бедро. Отсюда и название инструмента - виола да гамба(нога).

Вскоре появляются виолы меньших размеров, и соответственно поменялся способ игры, так как инструмент отныне размещается у плеча. Такие виолы стали называться виола да браччо, то есть ручные. Виолы с их благородным и нежнейшим звуком быстро завоевали популярность в европейских странах, особенно в Англии и Франции.

Старинные виолы можно увидеть в коллекциях исторических музеев музыкальных инструментов. В России – это музей музыкальных инструментов в Шереметьевском дворце Санкт-Петербурга, а также в музее музыкальной культуры им. М. Глинки в Москве. Однако самая разнообразная коллекция хранится в «Метрополитен – музее» в Нью-Йорке, США.

Сегодня очень много любителей аутентичной музыкой эпохи Возрождения и Барокко увлекаются музыкой, написанной для виол, и активно посещают концерты, которые обычно проходят в маленьких залах и церквях, наиболее подходящих для звучания этих инструментов.

В ярославской филармонии партии виолы да гамба зрители услышат в исполнении Григория Кротенко, победителя III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого (1 премия).


На контрабасе Григорий Кротенко играет с 11 лет.

Окончил Академическое музыкальное училище при консерватории, Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010).

С 2010 года преподает в Московской консерватории как ассистент кафедры виолончели и контрабаса.

Участник ансамбля «The Pocket Symphony» Назара Кожухаря, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов — violone, viola da gamba. Регулярно сотрудничает с европейскими ансамблями исторически информированного исполнительства: The Orchestra of the Age of Enlightenment, Music for Awhile Orchestra, Le Concert Olimpique.

Очень трудно было найти видео, где бы солировала виола да гамба в исполнении Григория Кротенко. Поэтому предлагаю послушать другого музыканта - Johanna Rose.

Johanna Rose "Viola da Gamba"

Karl Friedrich Abel, Allegro

Надеюсь, что прочтённый и прослушанный материал, окажется полезным как для тех, кто услышит этот концерт, так и для тех, кто просто решит познакомиться со старинными инструментами.

Ярославская филармония транслирует концерт 6 мая 2022 г. в 18-30 


Музыка для духовых инструментов на XIV Международном фестивале Юрия Башмета в Ярославле

3 мая 2022 г. в Ярославской филармонии на XIV Международном фестивале Юрия Башмета выступит Духовой квинтет Российского национального оркестра (РНО).

Вначале познакомим читателей с возникновением и историей развития духовых ансамблей.

Они возникли в начале XIX века на основе существовавших при дворах европейской знати ансамблей, называвшихся «Harmoniemusik» и состоявших из двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн. Появление таких музыкальных коллективов стало возможным с усовершенствованием сложности конструкции духовых инструментов, что позволило исполнять на них достаточно сложные сочинения.

Среди первых композиторов, писавших для духового квинтета были Антонио Розетти, Николаус Шмидт, Мария Камбини. Большой вклад в развитие музыкальной литературы для духовых составов инструменов сделали Антонин Рейха, написавший 24 квинтета, и Франц Данци ( одно из произведений которого услышат ярославские зрители). В течение XIX века, тем не менее, такие ансамбли и сочинения для них были достаточно редкими, и лишь композиторы XX века открыли новые тембральные и контрапунктические возможности письма для духовых инструментов. Лучшими сочинениями в этом жанре считаются «Маленькая камерная музыка», ор. 24 №2 Пауля Хиндемита — 1922 г. ( также будет исполнена в концерте 3 мая в Ярославле) и квинтеты Карла Нильсена и Арнольда Шёнберга.

Включение в программу фестиваля Юрия Башмета исполнения музыки на духовых инструментах — одна из традиций, которая неизменно приносит большое удовольствие нашим меломанам. В этот вечер квинтет РНО немного изменит количество инструментов, добавив фортепиано, и станет секстетом. В составе группы следующие музыканты: Максим Рубцов — флейта, Ольга Томилова - гобой, Сергей Елецкий - кларнет, Андрей Шамиданов — фагот, Алексей Серов - валторна и Елена Кузнецова — фортепиано.

Духовой квинтет РНО, выступающий в нашем Концертном зале филармонии, был основан в 2000 году. Участниками его первого состава были: Максим Рубцов, Алексей Серов - ( оба продолжают выступать в коллективе), Андрей Рубцов - гобой ( в настоящее время композитор и дирижёр), Андрей Шутый — кларнет, Андрей Снегирёв — фагот.

Пресса того времени отмечала их «юношескую свежесть и стилевое разнообразие, новизну интерпретаций и виртуозность исполнения». Не прошло и пяти лет, как в мае 2005 года, духовой квинтет РНО стал первым из российских ансамблей победителем V Международного конкурса - фестиваля камерных оркестров в Осаке ( Япония), основанного знаменитым скрипачом Иегуди Менухиным, и считающимся одним из наиболее престижных состязаний в области камерной музыки в мире. Предлагаю послушать их выступление в качестве победителей конкурса — фестиваля.

Пауль Хиндемит. Маленькая камерная музыка. op.24 №2

Коллектив духовиков получил широкое международное признание, выступая с концертами в России и многих странах Европы, Америки и Азии. Их выступления неоднократно транслировались российскими радио и телевидением. В 2005 году квинтет удостоился чести быть единственным музыкальным коллективом, выступившим на открытии выставки «Россия!» в знаменитом Музее Гугенхайма в Нью-Йорке, приуроченной к юбилейной 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и прошедшей под патронажем Президента Российской Федерации Владимира Путина который стал одним из первых её посетителей.

В настоящее время ансамбль возглавляет Максим Рубцов, концертмейстер группы флейт Российского национального оркестра. С Андреем Рубцовым, первым руководителем (однофамильцем Максима Рубцова), квинтет поддерживает тесную связь, с успехом исполняя его произведения.

Обширный репертуар ансамбля включает музыкальные сочинения, требующие участия и других инструментов большого оркестра (арфы, фортепиано, ударных), а также выступления с танцорами, актёрами,чтецами. Замечательным примером такого симбиоза является исполнение следующих произведений:

Духовой квинтет РНО и солисты «Кремлёвского балета»

П. И. Чайковский. «Щелкунчик» (обработка Андрея Рубцова).

Ж. Бизе. «Кармен».

Лондон, Великобритания, 2005 г.

Исполнители: Максим Рубцов (флейта), Андрей Рубцов (гобой), Андрей Шутый (кларнет), Алексей Серов (валторна), Андрей Снегирёв (фагот).

В репертуаре Квинтета есть программа, состоящая из переложений "Пети и волка" С. Прокофьева и "Волчьих следов" современного французского композитора Ж.-П. Беинтуса, которую коллектив неоднократно исполнял в России, США, Англии, Сингапуре и даже на Бермудских островах с участием известных актеров, чтецов, радиоведущих.

Духовой квинтет РНО и Оксана Мысина (читает текст музыкальной сказки). Россия, 2004 г.

С. Прокофьев «Петя и волк» (фрагмент).

Концертная программа в Ярославле включает следующие произведения:

Ж. Бизе - «Кармен-сюита», автор переложения Билл Холкомб

Ф. Данци. Квинтет соль минор, ор.56

А. Лядов — Восемь русских народных песен для оркестра, ор. 58

Л. Тюйе. Секстет для фортепиано и квинтет духовы инструментов, ор. 6

Концерт транслируется Ярославской филармонией

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»