Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев женский монастырь расположен, как и Яковлевский монастырь, на самом краю города на берегу озера, только с противоположной стороны, ближе к Ярославлю. Как раз с Ярославского шоссе к обители ведут три улицы: Мира, Ростовская и Желябовская. Ближе всех к центру города Никольский надвратный храм сооруженный выстроенный над уже не существующими теперь святыми вратами. Прямо над надвратным храмом построена одноярусная колокольня и таким образом Авраамиев монастырь (краткое название) хорошо различим посреди одноэтажной застройки в своей части города. Монастырь не имеет кирпичной ограды, его защищает от внешнего мира только забор из металлической решетки. В этом есть преимущество, со двора обители открывается превосходный вид на озеро Неро. Также во дворе обители мы можем видеть слева примыкающие к Никольскому храму одноэтажные братские кельи и двухэтажный настоятельский корпус. Эти жилые сооружения построены в XVIII - XIX веках. Посереди монастырского двора – многоглавый Богоявленский собор (1555), правее, ближе к озеру бывшая Введенская церковь. За алтарем собора находится монастырский некрополь, пруд, огороды и хозяйственные постройки обители.

Богоявленский Аврамиев монастырь является одним из древнейших на Руси. Его основал преподобный Авраамий Ростовский (память 29 октября / 11 ноября). Об этом рассказывает житие святого, которое в некоторых древних списках имеет особое название – Повесть о водворении христианства в Ростове:

«Преподобный Авраамий поселился на берегу озера Неро. Рядом на «Чудском конце» города находился бездушный истукан Велеса, которому приносили жертвы язычники. Святой просил Бога дать силу и благодать чтобы разорить злокозненного идола и получил откровение, – для свержения потребуется идти в Царьград, в дом Иоанна Богослова. Путь был чудесно сокращен, поскольку сам апостол и евангелист Иоанн явился Авраамию на берегу ростовской реки Ишни. При встрече преподобный смиренно испросил благословения. Апостол вручил ему трость и велел без боязни вооружиться именно ей на идола Велеса».

Впоследствии на месте встречи и явления апостола и евангелиста Иоанна Богослова была построена церковь в его честь. Заново срубленная из дерева в XVII веке, церковь до сих пор красуется вблизи дороги из Москвы на Ростов.

«Вернувшись обратно, преподобный Авраамий одним ударом «трости Богословли» сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». После этой победы святой построил здесь церковь во имя Богоявления Господня». Из числа новообращенных составилась монашеская обитель. Святой стал наставником тех иноков что пришли к нему при его жизни, так и многих других, поколений монашествующих, пришедших в обитель после его блаженной кончины. Святые мощи были обретены на рубеже XII–XIII столетия».

Житие и служба преподобному Авраамию Ростовскому были написаны в XV веке и получили широкое распространение. Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Во времена монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. В конце XVI века в обители некоторое время нес келарское послушание преподобный Иринарх Затворник.

Чуть позже в обители подвизался преподобный Пимен Затворник. Житие его записано не было. Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Свой подвиг преподобный Пимен проходил в затворе и ношении вериг. В смутное время имя затворника Пимена упомянуто в государевой грамоте наряду с именем настоятеля. Как рассказывали в обители XVIII веке, ростовский купец Никита Алексеевич Хлебников построил над могилой старца каменную палатку-часовню. Поводом к этому стало исцеление купца от головной болезни молитвами преподобного Пимена. Часовня стояла у алтаря Богоявленского собора и усердные богомольцы возлагали на себя принадлежавшие когда-то старцу железный камзол или рубашку, весом 1 пуд 19 фунтов и две кувшинообразные гири и троекратно обходили с ними часовню. В советский период часовня была разрушена, но фундаменты часовни были обнаружены в 1997 году при земляных работах. Преподобный Пимен, Затворник и Верижник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых. В старину день его почитания приходился на 27 августа / 10 сентября, на день памяти преподобного Пимена Великого.

Монастырские записи говорят о том, что отправляясь походом на Казань царь Иван Грозный взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия,– «да тако и взята бысть Казань». Те же записи говорят, что архимандрит Иоаким «церковь каменну с четырма приделама поставил повелением царя Иоанна Васильевича, его царскою казною». Писцовые книги уточняют дату постройки собора в 1555 году. Посвящения разных приделов Богоявленского собора отразилась история. Главный престол собора посвящен празднику Богоявления, Крещения Господня. Это (возможно) воспоминание крещения ростовцев в X-XI веках. Второй престол собора посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, в нем столетиями находились его святые мощи. Третий престол посвящен во имя апостола Иоанна Богослова, чью чудотворную трость забрал с собой царь. Четвертый престол был посвящен святому покровителю царя – святому Иоанну Предтече. Спустя немного лет, на Красной площади Москвы был воздвигнут многопридельный Покровский собор, отразивший в посвящении приделов историю Казанского похода.

Наш монастырский собор Богоявления Господня в Ростове собрал все лучшее из приемов русского зодчества. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия завершается стройным шатром, характерным для XVI века, а придел Усекновения глава увенчан Иоанна Предтечи излюбленной в московском зодчестве горкой кокошников. В XIX веке ростовские каменщики, искусно подражая древности, надстроили звонничную башню придела Иоанна Богослова.

Следующая постройка монастыря связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита. Будущий строитель ростовского кремля в 1651году выстроил здесь церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда это был обычный русский храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине. В том же XVII веке ростовскими помещиками – боярами Мещериновыми был выстроен надвратный храм монастыря честь святителя и чудотворца Николая, в нем сейчас проходят богослужения. В XVIII веке в связи с возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский Авраамиев монастырь остался в тени от внимания настолько, что требовал в XIX веке дорогих ремонтных работ. Один из настоятелей обители писал тогда: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении находился монастырь после длинного ряда номинальных настоятелей (ректоров семинарии) с продолжительными периодами междунастоятельств. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. Ростовские матери молились угоднику Божию о здравии младенцев. Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский. Весной 1901 г. на монастырском кладбище был похоронен замечательный священник – протоиерей Аристарх Израилев. Это был выдающийся ростовский краевед и музыкант. Он знал секреты акустики, умел настраивать колокола. Одним из главных его исторических вкладов стала забота о звоне колоколов ростовской соборной звонницы, в том числе отец Аристарх собственноручно изготовил набор камертонов, повторяющих звучание ростовского звона.

В 1915 году в ходе Первой мировой войны братия обители была переведена из Аврамиева монастыря в Яковлевский, а на их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии. Здесь революция настигла инокинь женской обители. Кто-то разбежался, кто-то вернулся на родину в Белоруссию, а некоторая часть осталась в Авраамиевом монастыре. Наступили трудные времена. Как и вся Русская Церковь, обитель пережила три удара, каждый из которых в отдельности мог бы прекратить ее существование. В 1918 году проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. Это время показало подлинных хранителей наследия предков – церковный народ, сложившуюся общину. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли мелкие грабежи монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал починки, во многих монастырских кельях жили рабочие. Все же монастырь продолжал существовать, прикрываясь наименованием “Авраамиево-Богоявленское религиозное общество”. В 1929 году по распоряжению власти прекратились богослужения монастырских храмов. Тогда же святые мощи преподобного Авраамия были переданы в музей и только в 1991 году возвращены Церкви.

После закрытия обители члены монастырской общины и священнослужители перешли ненадолго к общине ростовского Успенского собора. Все были повергнуты репрессиям. Настоятель общины – архимандрит Неофит Коробов в 1927 году стал служить епископом в городе Ветлуга Нижегородской губернии. Там в 1937 году он был расстрелян. В том же году, в Александрове, расстрелян архимандрит Сергий Озеров, преемник архимандрита Неофита. Был репрессирован архимандрит Симеон (Филипов), руководивший двумя соединенными общинами – Петровского и Авраамиева монастыря, с ним были арестованы монахини Агафия, Елена и Трифена. После войны в монастырских постройках жила полоцкая монахиня Маргарита (Метла).

В 1930 году началась разборка на кирпич стен монастыря. В соборе находился зерносклад, в Введенском храме последовательно – детский сад, санаторий, потом медвытрезвитель, о котором даже сняли сюжет для сатирического киножурнала «Фитиль». В Никольском храме размещались воинская часть и квартиры. Временами храмами обители присматривали как могли местные жители, храмы реставрировали, но, тем не менее, к началу 1990-х годов все они представляли собой руины. К сожалению, до сих пор тяжелое состояние у Богоявленского собора, его стены и арки в трещинах.

В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и тогда же году был освящен для богослужений Никольский надвратный храм. В 2004 году решение Святейшего патриарха и синода Русской православной церкви подворье было преобразовано в Богоявленский Авраамиев женский монастырь Ярославской епархии. Сейчас монастырь весьма благоустроен, территория приведена в порядок, большая часть зданий отремонтирована. В обители около двадцати насельниц.

Телефон: +7 48 536 3 37 12

Круг чтения

Житие преподобного Авраамия Ростовского // Рукопись музея Ростовский кремль Р-162Книга достопамятностей Авраамиева монастыря // Рукопись музея Ростовский кремль Р-536Протоиерей Аристарх Израилев Труды. Публикации. Исследования. М., 2001.Архимандрит Иустин Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужескаго второклассного монастыря. Ярославль, 1962.Титов А.А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894.Т.В. Буланова Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI в. Часть 1. С. 237-239. Ленинград, 1988.Баниге В.С., Милорадович А.Н. Памятник Казанской победе в Ростове // Краткие сообщения института археологии. М., 1974.Педько Е.В. К истории Авраамиева монастыря в 1915 – 1929 // История и культура Ростовской земли. 1999. Ярославль, 2000.Богоявленский Авраамиев монастырь М., 2008.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»