"Русский орел в гербе остается тайной"

Автор Государственного герба рассказывает, как создавались символы новой России

Накануне 30 ноября — в этот день в 1993 году двуглавый орел вновь стал гербом России — в Сети был обнаружен любопытный геральдический символ в виде синего орла с подписью AMERICAN private police force. Изумление вызвало то, что орел частной американской полиции в точности копирует герб России. "Огонек" решил выяснить, что думает по этому поводу сам автор главной государственной символики, народный художник России, член Геральдического совета при Президенте РФ Евгений Ухналев. 

— Евгений Ильич, что скажете об этой синей птице на эмблеме полицейских США? Случайное совпадение или вы разрешили воспользоваться своим рисунком? 

— Явно слямзили, да... 

— Как вы отреагируете на дерзость американцев? 

— Да никак, наверное. Я думаю, что это дело юристов. А я никак не буду реагировать. Мне даже где-то льстит — взяли моего орла, а не другого. 

— Разве можно запросто раскрасить в другой цвет госсимвол чужой страны, заменить щит с Георгием Победоносцем и использовать как свое? Разве ваше авторское право не защищено? 

— Как ни забавно, не защищено. Более того, я даже скажу вам по секрету, что в положении о Государственном гербе нигде не оговорен эталонный образец! Герольдией было только перечислено, какие атрибуты должны быть в нашем гербе. 

— Это упущение неопытных властей начала эпохи перемен? 

— Нет, это было сделано сознательно. Вот сделал я 12 вариантов орла. Некоторые отвергались по ходу работы. И этот золотой орел на красном поле, который в итоге был принят, не сразу прошел на ура, я после него нарисовал еще нескольких. Где сейчас все эти эскизы, кто, куда их растащил, я понятия не имею. Мне хотелось, чтобы их мне вернули обратно. Часть моих работ хранится у государственного герольдмейстера Георгия Вилинбахова, их я порой вижу, а судьба остальных неведома. 

— Кто именно отвечал за отбор эскизов? 

— Деталей не знаю. Все в ту пору требовалось срочно. Придумали идею — рисуй немедленно, через час поезд! Я порой прибегал к вагону, в котором уезжал в Москву Вилинбахов, чуть ли не на ходу передавал ему рулоны с эскизами герба. Он отдавал на рассмотрение в депутатскую комиссию. Это они ведь захотели и скипетр, и державу, и три короны. 

— Депутаты сознательно избрали госсимволами России имперские знаки? 

— Да, они сказали тогда: а что, мы хуже, что ли, бывшей царской России? И почему-то именно вариант орла с колючими, как ножи, перьями, им страшно понравился. Они ведь там были все безмерно воинственные. А мог бы у нас быть и другой герб. 

— Правда ли, что сначала рисунки утверждал Борис Ельцин? Известно, что ему показали золотого орла на красном поле — вариант герба эпохи отца Петра I, царя Алексея Михайловича, и точно такого же черного орла на желтом поле — вариант, утвержденный когда-то самим Петром I, равнявшимся на герб Германской империи. Почему Ельцин отверг черный цвет? 

— Кухня отбора, честно говоря, мне была не очень интересна. Я не тщеславен и предпочитаю в Москву не ездить. Я не сомневаюсь, что Ельцин видел эскизы, но решающий голос тогда был за Верховным Советом. Отчасти организованная тогда Государственная герольдия сама предлагала варианты. Но решали все коллегиально. 

— Что символизирует золотой цвет нашего герба? 

— Ничего. 

— Разве цвет в геральдике может ничего не означать? 

— Золото в геральдике использовалось всегда. Красивый цвет. Есть единственный принцип в нашем деле — чтобы не было наложения металла на металл. Серебро на золоте или золото на серебре недопустимы. 

— Для чего понадобилось заново рисовать государственные символы? Нельзя ли было просто взять какой-то вариант царского герба? 

— На крыльях герба, предшествовавшего советскому периоду, были гербы великих княжеств. Царство Казанское, Финляндское, Польское и так далее. Их нужно было убрать. Значит, все равно потребовалась бы другая редакция. 

— Коллеги по Гильдии геральдистов использовать в своем эскизе вашего орла имеют право? 

— Это не возбраняется, но я был бы не против, если бы российские организации и учреждения проявляли свою фантазию, искали собственные символы. В том числе рисовали своих орлов. Ведь почему мы изначально отказались от эталона? Предполагали, что в стране будут различные редакции орлов. Ведь однообразие — это скучно. Но наше российское мышление устроено странно: все решили, что утвержденный герб — это и есть эталон. И теперь каждый детский сад и каждая поликлиника у себя ляпают именно этого орла. 

— Чем русский орел обязательно должен отличаться от орлов других государств? 

— Ну, так ведь у них одна голова. И атрибуты другие — венок, звезды, щиты. У нашего нет особых примет, кроме описания с перечнем символов. Скипетр, держава, две головы, три короны, наверху голубая лента по цвету нашей высшей награды — ордена Андрея Первозванного. 

Символ двуглавости орла очень древний, его использовали еще в Вавилоне. И нам до сих пор так и непонятно, почему же этих голов две. Так же как мы до сего времени точно не знаем, почему у нас в России у орла две головы. 

— Ну как же, Третий Рим, наследники Византии, одна голова смотрит на Азию, вторая на Европу. 

— На самом деле никто не знает, почему орел двуглавый родился вообще и почему он на рисунках появился. Есть фотографии скал с выбитыми рисунками, а с кого они срисованы? 

— Еще считается, что это символ двух сторон света, Запада и Востока, а еще тепла и холода или темной и светлой энергетики. 

— Да-да, а если стороны света развернуть, можно сказать, что головы орлов наших смотрят на север и на юг. Нет, русский орел в гербе остается тайной из истории России. С оперением этой птички проще. Черный или белый цвет орлов — это условно принятый символ для исторических отрезков. Наш имперский период был с черным орлом. А ранее Алексей Михайлович вводил золотого орла на красном фоне. В эпоху, когда официальным символом был черный орел, даже у Николая II на костюмированных балах все равно использовались цвета батюшки Петра I. Например, на красном кафтане громадный золотой орел. Костюмы эти целы, они хранятся в Эрмитаже, и их показывают на выставках. 

— Говорят, история создания особого знака президентской власти — цепи — была также весьма загадочной? 

— История эта, я бы сказал, была забавной. Дело в том, что когда было принято решение делать новые эмблемы для России, зашел разговор, естественно, и об орденах. Одним из первых был орден и крест ордена "За заслуги перед Отечеством". Как старый Георгий Победоносец, этот крест тоже было решено сделать четырех степеней, солдатский и офицерский. И первый "За заслуги" был на колодке достаточно небольшого размера. Второй был шейный, побольше, на узкой ленте. Третий был на широкой ленте. А четвертый был задуман на цепи. Цепь была сделана мощная, значительная. Но цепь никому не была дадена — никто не заслужил. Неожиданно приблизилось время инаугурации Ельцина, и решили вдруг эту высшую орденскую цепь на него надеть как символ власти. Она перестала быть наградным орденом и стала символом, вручаемым президенту, в одном экземпляре. Парочку, правда, сделали запасных. Вот так родилась цепь для президента. Я делал эскиз этой цепи. А высшую степень ордена "За заслуги перед Отечеством" недолго думая просто дополнили лентой через плечо. 

— Получился орден Подвязки? 

— Ну да! (Смеется.) Позже на пару лет появился Андрей Первозванный. Этот возрожденный орден стал высшей наградой в России. Эскиз этой награды тоже моя работа. Там было определенное задание: в общем-то, на расстоянии, пятно должно было выглядеть пятном, подобным историческому ордену. Но с новыми элементами. Звенья цепи я составил фактически из старых элементов, а орел стал немного другим. Орден этот разработан в двух видах: для военных — орел с мечами, а для гражданских — орел со скипетром и державой. 

— Почему некоторые историки ругали власти Петербурга за такой символ, как губернаторская цепь? 

— У критиков работа такая — всех ругать. Цепь эта была готова еще для первого мэра Анатолия Собчака. Эскиз, разумеется. Я долго ломал голову, как она должна выглядеть. И решил использовать в звеньях элементы ограды Аничкова моста с конями и с наядами. Затем долго решали, кому передать заказ на изготовление, да так его и не сделали. Потом пришел Владимир Яковлев, но ему даже не показали рисунок, он не нравился. Как-то холодной ноябрьской ночью после осмотра последствий наводнения Яковлев проезжал мимо Эрмитажа и зашел на огонек. Дирекция-то музея не спит, когда наводнение. Посидел, погонял кофейку с Вилинбаховым и Пиотровским, и все они в тот момент расслабились, достали из папки мой рисунок с автографом Собчака. Яковлев увидел, сказал: "Ох, надо делать!". Но снова протянули время. Наконец подходит 300-летие Петербурга, пришла Валентина Матвиенко, решили спешно губернаторскую цепь сделать и на нее надеть! Курьез в том, что мы немного не учли особенности женской фигуры. Там два грифона держат герб города, они крепятся на скобках по типу оконных петель. Сделали, примерили — батюшки, конструкция топорщится! Поднялась паника: "Что же делать, вот-вот цепь возлагать?!" На что я им сказал: пусть мастер-изготовитель приедет с круглогубцами и чуть-чуть подогнет ушки. И все легло очень красиво. Губернатор носит цепь очень редко, а жаль, в иных случаях ей бы полагалось быть при этой регалии. 

— А как заказчики описывают свои пожелания, что именно они хотят увидеть в эскизе? 

— Забавно бывает. Я делал эскизы лауреатского знака Государственной премии. Предложил разные варианты, нарисовал даже отличного золотого орла с веткой из сапфиров и бриллиантов. С элегантными крыльями, окаймляющими лавровую и пальмовую ветви. Но заказчикам все было не то, а мысль свою они сформулировать никак не могли. 

— Кто был заказчиком? 

— Комиссия в управделами президента. Управделами Владимир Кожин, разглядывая эскизы, спрашивает: "А что это у орла в лапах?" Я поясняю, что пальмовая ветвь и что я часто использую в эскизах такой классический элемент. И он вдруг говорит: "А почему пальма? У нас елки растут!" И хохочет. С большим трудом я из них вытянул, что они, оказывается, не хотят, чтобы крылья орла были опущены вниз. Как увидели рисунок с поднятыми крыльями, так и закричали: "О, то, что надо!" В соответствии со вкусом заказчиков значок нашим лауреатам вручают обычный — орел без бриллиантов, целиком золотой и симметричный. Оказывается, симметрия для чиновников имеет особое значение. Мой эскиз морской награды, аналогичный Георгию для моряков, отвергли именно по той причине, что орел на рисунке был несимметричный. Когда слева или справа на фоне орла рисуешь символ ведомства, а у меня был старинный героический парусник с Андреевским флагом, то орел, конечно, получается несимметричным. Но зато в силуэте том была самая суть морской души, морской чести! Чиновника же волновало другие: мол, главе государства будет неловко прикреплять герою несимметричную награду 

— Наверняка народ полагает, что гонорары за такой уникальный госзаказ, как Государственный герб и государственные награды, сделали вас миллионером? 

— Ничего, кроме зарплаты в герольдии, я за них не получил. У нас в стране странный принцип: чем выше заказчик, чем солиднее, тем он считает себя менее должным заплатить исполнителю. Сделал герб — считай себя счастливым! 

— Историки и коллекционеры до сих пор ждут вашего большого альбома со всеми уникальными авторскими эскизами. Почему такого издания до сих пор нет? 

— Какие-то мои эскизы появляются в ряде изданий. Кто-то зарабатывает на них, делая календари. Но сам я издать альбом со своими работами не могу. По простой причине — моих собственных эскизов у меня нет. Часть их хранится в кабинете у государственного герольдмейстера, а остальные, самые главные, где-то там, в Москве. 

— Правда, что орлов вы стали рисовать из-за своей обиды на государство, некогда отправившего вас в ГУЛАГ? 

— Да нет, я ведь сначала их рисовать отказывался. Но Вилинбахов уговорил: "Дядька, сделайте, только у вас и получится!" Варианты других художников тогда никому не понравились. А я, работая в Эрмитаже, давно увлекся геральдикой. 

— Как же бывшего сидельца взяли в самый главный музей? Фронда дирекции? 

— Я после лагеря работал в одной проектной конторе, но там вдруг стали увольнять неблагонадежных. Не стал дожидаться, пока дойдет очередь, сам ушел. Долго был без работы. Потом по радио услышал, что Эрмитажу требуются специалисты. Только сняли Михаила Артамонова и назначили Бориса Пиотровского. Шел 1964 год. Попросился простым архитектором, а мне вдруг говорят: требуется главный, простых достаточно! Деваться было некуда, согласился. Между прочим, бок о бок пришлось работать с бывшим начальником лагеря — он был у нас главным специалистом по административной части. 

— Вам инкриминировали туннель от Ленинграда до Кремля. А что было на самом деле? 

— Мы только-только пережили блокаду. В школе при Академии художеств СХШ, куда я поступил в 1944 году, нас было пятеро огольцов, мы играли в войну. Ведь война продолжалась, до весны 1945 года было далеко. Во время большого перерыва оставались мы в здании, потому что тогда и транспорт плохо работал, куда денешься? Академия была мертвая, холодная, она еще не вернулась из эвакуации из Самарканда, и мы, ребята, грелись, бегая по чердаку. В игре кто-то должен быть фашистом, а кто-то красным бойцом, мы менялись по очереди, ловили друг друга, привязывали "пленных", пугали. Кто-то услышал наши страшилки и донес. И нас взяли, 14-летних домашних детишек. Следователь должен был что-то накрутить, вот и придумал про туннель под Кремль. 

— Наверное, вы даже не понимали, о чем речь? 

— Мы не представляли себе, что нам будет за игру. Услали на 25 лет!

Наталья Шергина, Санкт-Петербург 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе