Нет – революции, да – эволюции

О необходимости национальной идеи в России.

Любовь, единство, нравственность необходимы человечеству для выживания и развития. Человека, общество, государство сильными делает верная цель. Если Россия обретёт такую цель и честным гражданам станет, говоря словами Некрасова, жить хорошо, то страна окрепнет и, вероятно, послужит примером другим государствам.


Любовь, позволяющая ощутить единство с окружающими, и нравственность, рождающая ответственность перед ними, должны лечь в основу политики, дипломатии, экономики, культуры, науки. При этом речь не идёт о возвращении к советскому опыту, когда государство, пытаясь создать рай на земле и обеспечить светлое будущее гражданам, отказалось от веры в Бога. Именно любовь к Создателю является гарантом соблюдения нравственных норм. Не случайно несколько лет назад в российскую Конституцию была внесена весьма важная поправка о вере в Бога.

Атеист может быть или не быть честным, искренним, мужественным, доброжелательным. Верующему надлежит быть таковым в любых обстоятельствах. Если в душе нет веры, то даже высоконравственная личность способна постепенно утратить единство с окружающими и ради собственной выгоды не считаться с интересами других. Если жить по совести, улучшая характер, не сожалеть о прошлом, не испытывать страха перед будущим, то ощущение единства с людьми и желание сделать их счастливыми окрепнет. Никакие личные трудности, общественные настроения, государственные реформы, даже гибель государства не лишат глубоко верующую душу любви и сострадания.

Любые крайности – показатель необъективного взгляда на вещи. Конечно, советское государство, как и любое другое, не было лишено минусов. Однако были и очевидные плюсы: дружба народов, развитие культуры, научный прогресс.

Современному российскому обществу необходимо формировать диалектическое мышление. Ругать власть так же бесперспективно, как и преклоняться перед ней. Народ получает правителей, на деле воплощающих его внутренние чаяния. Некоторые граждане с азартом подсчитывают количество украденных чиновниками средств из казны, хотя сами не чисты на руку.

Осуждать отдельных лиц, группы людей, государства, которые, на наш взгляд, недостойно себя ведут, бесполезно и даже вредно. Куда эффективнее понять глубинные причины их промахов.

В СССР было в почёте коллективное сознание, но не ценилось индивидуальное. Талантливые люди, не разделявшие политику партии, считались изгоями, так как выделялись из общей массы. Это одна крайность. При капитализме другая: каждый сам за себя, общие интересы не учитываются.

Для гармоничного развития общества необходимо соединить коллективное и индивидуальное, признав, что на внешнем уровне мы не равны, но на уровне души едины. Ответственность чиновников и простых граждан перед законом должна быть одинаковой. В противном случае фрагментация и деградация общества будут усиливаться.

Консерваторы и либералы, верующие и атеисты, циники и идеалисты, гетеросексуалы и сексуальные меньшинства, русские и представители других народов едины по своей сути.

Испокон веков российские чиновники не умели сотрудничать с инакомыслящими, истребляя неугодных. Этот метод неэффективен: уничтожая малое зло в лице отдельных неравнодушных к судьбе страны людей, власть тем самым порождала большее зло – группы идейно объединённых и финансово мотивированных лиц, готовых на тяжкие преступления, дабы продемонстрировать несогласие с властью.

Развитие во Вселенной происходит по закону единства и борьбы противоположностей. Чтобы наша страна становилась сильнее в духовно-нравственном смысле, необходимо формирование достойной оппозиции, которая, исходя из государственных, а не личных интересов, стремилась бы с любовью к России сотрудничать с властью. Без эффективной, а не номинальной обратной связи, которая позволит народу и оппозиционным структурам проявлять активную позицию, власть начнёт бронзоветь и деградировать. Нынешняя российская оппозиция не внушает доверия из-за бесхребетности лидеров, невнятных целей, сомнительных источников финансирования.

Кому много дано, с того много и спросится. Эта мудрость Священного Писания способна побудить власть задаться вопросом, какой сценарий предпочтительнее: ждать, когда народ начнёт искать путь к спасению России через вымещение недовольства на руководстве, или власть имущим стоит взять инициативу в свои руки и, изменившись в лучшую сторону, повести за собой остальных?

При гибкости власти, её готовности к исправлению собственных промахов, стремлении к конструктивному диалогу с теми, кто реально старается сделать государство сильнее прежде всего собственным примером (нравственной жизнью, честным трудом, готовностью отдать жизнь за Родину), различные острые проблемы, стоящие перед страной, будут эффективно решаться.

Государство крепнет, когда в нём есть взаимоуважение власти и народа. Если руководством не будут предприняты меры по консолидации граждан, то отечественную историю может ожидать очередной бунт, названный Пушкиным бессмысленным и беспощадным. Пытаясь противостоять чиновничьему произволу лишь внешними методами, игнорируя изменение собственного мировоззрения, народ борется с ветряными мельницами.

Развитыми принято называть ряд государств, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Вместе с тем эти страны, обладающие крупными финансовыми ресурсами и передовыми технологиями, часто безнравственно ведут себя на международной арене.

Суть государства – объединение людей для выживания и развития. Главная цель обычно выражена в национальной идее. Если она не сформулирована, то власть работает сама на себя. Общество перенимает эту тенденцию, и в конечном счёте страна погибнет.

Общество потребления не способно быть нравственным, энергичным, здоровым. Безнравственному государству не помогут ни деньги, ни искусственный интеллект, ни технологии. Корень наших проблем в деградирующей душе.

Каждый человек – клетка единого организма, поэтому следует соблюдать систему приоритетов: сначала работать в интересах организма, затем – в личных. Как только клетка замыкается на собственных интересах, забыв о других клетках, она теряет жизненные силы, поскольку не получает поддержки организма.

Подлинно развитым государство делает совокупность эффективной политики, прочной экономики, прогрессивной науки, высокой культуры, которые служат национальной идее.

В России бок о бок проживают представители различных народов и религий. Объединить этих людей возможно лишь на нравственной основе, закрепив государственный курс на борьбу в первую очередь с воровством и пошлостью. Национальная идея, основанная на приоритете любви и единства, а также добровольное стремление граждан к самовоспитанию помогли бы нам окрепнуть и сплотиться перед лицом многочисленных вызовов.



ОТ АВТОРА


Мир меняется, и мы вынуждены оперативно находить действенные механизмы для улучшения политической, экономической, социальной, культурной жизни. России необходимы пять столпов, которые помогут нам обрести достойное будущее: единство граждан; нравственное общество, способное мужественно сдерживать натиск недоброжелателей; фундаментальное образование, призванное воспитывать подрастающее поколение; прочные семьи, которые стали бы российским ответом бесполому обществу, стремительно формирующемуся на Западе; высокая культура, пробуждающая добрые чувства в людях.

Окончил МГИМО МИД России с квалификацией юрист-международник. Состоял на дипломатической службе, защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук. Был научным сотрудником Центра ситуационного анализа РАН, главным специалистом Российского газового общества, входил в экспертный совет Союза нефтегазопромышленников России, российско-американскую экспертную группу по созданию конституционных и правовых механизмов для постконфликтного восстановления Сирии. Автор более 400 научных и публицистических статей. Участвую в различных аналитических передачах. На протяжении последних 10 лет плотно занимаюсь изучением Священного Писания, восточной философии, психологии. Исследую проблемы общества и государства, видя их эффективное решение прежде всего в изменении мировоззрения людей.

Цель новой авторской рубрики – познакомить читателей с миро¬восприятием, сочетающим противоположности: идеализм и материализм, консерватизм и модернизм, соборность и индивидуализм. Диалектическое мышление – залог выживания и развития нашей многонациональной, многоконфессиональной, при этом де-юре светской страны. Буду признателен за вопросы, отклики, пожелания, которые можно направлять на почту eldar_karach@mail.ru c пометкой «До самой сути».



Эльдар Касаев
Публицист, поэт, кандидат экономических наук. Родился в 1985 году. Окончил МГИМО МИД России c квалификацией юрист-международник со знанием иностранных языков, состоял на дипломатической службе. Работал главным специалистом Российского газового общества, входил в экспертный совет Союза нефтегазопромышленников России.
Состоял в российско-американской экспертной группе по созданию правовых механизмов для постконфликтного восстановления Сирии. Автор монографии «Катар в XXI веке: современные тенденции и прогнозы экономического развития», брошюры «Россия — Турция: современное состояние и возможный сценарий развития экономических связей», более 400 научных и публицистических статей.
Город: Москва
Автор
Эльдар КАСАЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе