Перспектива русской национальной революции

Соловей Т.Д., Соловей В.Д. Несостоявшаяся революция: Исторические смыслы русского национализма. М.: Феория, 2009. 440 с. Тираж 5000 экз. Серия «Записки о древней и новой России». Выпуск III.

Валерий и Татьяна Соловей продолжают публикацию работ, посвященных исследованию русского национализма. На этот раз авторы выпустили книгу по истории и проблемам развития русской национальной идеологии.

Монография состоит из трех разделов, четырнадцати глав и концептуально очень важного заключения «Почему не состоялась национальная революция». Этот вопрос и разбирается в трех частях книги, посвященных соответственно дореволюционному, советскому и постсоветскому периодам отечественной истории. Русский (как и иной) национализм был противопоказан империи, то есть принципиально наднациональному государственному образованию. Но в отличие от окраинных национализмов, национальных движений других этносов, национализм русских представлял для Российской империи смертельную опасность, ибо уничтожал ее целиком, бил в самое сердце, лишал необходимых ресурсов и энергетики, носителями которых были великороссы.
Но улучшения жизни главному, по мысли авторов, творцу революции - русскому народу - ее последствия не принесли. Симптоматично, что в книге первая глава называется «Нерусская империя» (таковой она была до революции), а раздел о коммунистическом периоде открывается главой «Антирусская империя». Степень эксплуатации и угнетения русских при коммунистах (особенно если взять первые полтора десятилетия существования тоталитарной власти) была неизмеримо выше, чем при царях! А чего стоят издевательства над деревней, военные потери, расход народных сил в холодной войне и пр. По страшному парадоксу история повторилась и в «красной» империи. Но при этом история русского национализма - который, по мысли авторов, мог бы (или давно уже должен был!) привести к так и не состоявшейся русской этнической революции в собственно русских интересах, - эта история опять завершилась поражением в конце очередного исторического периода.


Когда русский национализм, пусть и в очень ограниченном виде, возродился снова после наступления пресловутой «оттепели», он был, наряду с «истинным коммунизмом» и либеральными идеями, основным оппонентом официальной версии марксистской доктрины, в которую верили все меньше и меньше. Важно, что развитие идеологического андеграунда в советские времена в немалой степени определило исход публицистических схваток эпохи «гласности», а значит - опосредованно - и последующую политическую судьбу государства Российского. Валерий и Татьяна Соловей не щадят своих героев и их любимые мифы, хотя, безусловно, относятся к русским националистам с политической симпатией. Русское подполье, выступавшее против коммунистического режима, было слабым и малочисленным, а попытки «русской партии» сделать своим союзником коммунистическую номенклатуру оказались провальными. Вожди «русской партии» думали, что используют номенклатуру КПСС в своих интересах, а на самом деле все было ровно наоборот. Собственные неудачи, а иногда просто леность, глупость и трусость эти «великие русские патриоты» списывали на происки неких тайных сил. Отсюда такая популярность теории масонского заговора и т.п. Отсюда - узколобость и кружковщина, непримиримость к носителям других взглядов и антидемократизм. Сходные ошибки характерны и для русских националистических движений в постсоветский период.


Нельзя не согласиться с авторами в том, что «национализм вообще неразрывно сопряжен с демократией: демократические преобразования происходят, как правило, в националистических формах, а любая успешная националистическая мобилизация эгалитарна и демократична по своей сути». Реальная демократия, когда население государства может влиять на власть и менять ее, без национализма невозможна, ибо для народного суверенитета нужна исторически состоявшаяся и политически мобилизованная нация.


Удастся ли добиться этого русским в России XXI века? Вопрос остается открытым.

Автор: Виктор Ковалев

Политический класс
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе