ДНК для провинции

В Калуге представили проекты ДНК-центров — Домов новой культуры, которые затем появятся в Первоуральске и во Владивостоке.

Презентация проекта «Дома новой культуры» (ДНК) в Калуге

Фотография: Антон Тушин/Ridus.ru

Проект создания в регионах Домов новой культуры представили в Калуге. Так называемые ДНК-центры, занимающиеся высокотехнологичным современным искусством, в течение двух лет планируют открыть в Калуге, Первоуральске и Владивостоке.

В пятницу в калужском Музее космонавтики прошла презентация концепции Домов новой культуры — экспериментального проекта по созданию в регионах творческой среды, популяризации современного искусства и развитию новых технологий в искусстве. Проекты реализуются Министерством культуры РФ по поручению премьера Дмитрия Медведева, со стороны бизнеса активное участие в проекте ДНК-центов принимает Александр Мамут. ДНК-центр в Калуге будет курировать Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», в Первоуральске аналогичным проектом займется екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства, а домом во Владивостоке – петербургский лофт-проект «Этажи».

По планам авторов проекта, ДНК-центры будут ориентированы на создание и продвижение высокотехнологичного современного искусства. В качестве наглядного образца в Калугу привезли инсталляцию «Будущее я/Future Self» авторства rAndom International, арт-группы из Великобритании. «Будущее я» представляет собой световую инсталляцию, объемно повторяющую движения стоящего напротив человека. Сами rAndom International совсем недавно получили широкую известность благодаря проекту «Rain room», представленному в лондонском культурном центре «Барбикан». При помощи компьютерных технологий он позволяет посетителю оставаться сухим в помещении, в котором постоянно идет дождь.

В качестве художественных ориентиров авторы проекта ДНК-центров также называют интерактивные инсталляции Риоджи Икеды и световые кубы группы Apparatjik.

Исходя из этого, можно сказать, что внимание будущих Домов новой культуры привлекут в первую очередь междисциплинарные виды искусства, использующие сложные современные технологии.

По заверениям кураторов, ДНК-центры будут отличаться друг от друга и программой, и архитектурой зданий, а открытие каждого должно становиться событием. Однако пока концепции программ и архитектурные проекты находятся на стадии разработки. «Должна проявиться культурная специфика региона. Все это вещи не стандартные, а индивидуально сшитые, рассказал «Газете.Ru» Александр Мамут, — но есть некая универсальность в методологии, подходе:

мы хотим создать обстановку для проявления талантливых, инаковых, штучных людей, создавая для них современную, хорошо продуманную технологичную среду, в которой мы им сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками создания новых культурных смыслов и объектов».

Калужский ДНК-центр будет строиться в непосредственной близости от Музея космонавтики и Дома-музея Циолковского. За время строительства куратор из института «Стрелка» Екатерина Гиршина планирует реализовать в городе специальную просветительскую программу, видимо направленную на то, чтобы подготовить калужан к восприятию нового искусства. В рамках этой программы Калугу ждет фестиваль веб-док-кино, интерактивные постановки при участии куратора Паолы Антонелли из Нью-Йоркского музея современного искусства, фестивали уличной культуры, популярные лекции о науке и художественные эксперименты в Калужском областном драматическом театре.

Выбор авторов ДНК-центров пал на Калугу, Первоуральск и Владивосток из разных соображений.

В Первоуральске рассчитывают переосмыслить «промышленное прошлое Среднего Урала», во Владивостоке (остров Русский) – создать площадку для культурного взаимодействия между Россией и азиатскими странами.

Выбор же Калуги объясняется успехами автопрома, активно развивающегося в области. По словам зампреда правительства РФ Владислава Суркова, пилотный ДНК-центр решили строить здесь потому, что этот регион за недолгое время превратился из аграрного района в промышленный кластер. К тому же, добавил Сурков, здесь работает художник Николай Полисский, проводящий в деревне Никола-Ленивец фестиваль ленд-арта «Архстояние», ставший примером превращения нишевого фестиваля в арт-событие национального масштаба.

«Может быть, кому-то идеи, представленные в подобного рода проектах, кажутся абсурдными, но смею напомнить, что еще Эйнштейн сказал, что если в идее нет ничего абсурдного, значит у нее нет будущего, — отметил министр культуры Владимир Мединский. — Эти три новых Дома — только начало. Мы надеемся, что с помощью бизнеса и региональных властей таких Домов будет значительно больше».

Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, принявший участие в презентации, рассчитывает на то, что в калужский ДНК-центр будет приезжать много активной молодежи, как и на фестиваль Полисского. «Мы думаем, что в зале, к счастью, нет ни одного человека, который бы в точности знал, что у нас получится. Это было бы печально, если бы все всё знали и нечего было бы обсуждать», — заметил Артамонов и добавил, что его главная задача в реализации ДНК-центра — никому мешать и ничего не советовать, но помогать всеми возможными способами.

Владислав Сурков следующим образом объяснил инициативу правительства по созданию в провинциальных городах России центров современного искусства: «Наша любовь к традиционализму, к традиционному искусству, к нашим корням, к фольклору неизбывна и заслуживает всякого уважения, но

мы решили дополнить традиционные культурные центры такими местами, где получат возможность творить те, кто в меньшинстве. Во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те, кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет».

Согласно планам авторов проекта, ДНК-центры возьмут на себя не только просветительскую миссию, но и образовательную. «Люди здесь будут учиться работать с новыми материалами, новыми технологиями, новым изобразительным искусством, — отметил Сурков. — У нас кто-нибудь учит работать с пластикой, композитными материалами, с уникальными современными сплавами? Я не уверен, что у нас есть художественные школы, где учат работать именно с таким материалом, а этому надо учить, потому что современная скульптура — это не только бронза».

Также вице-премьер сравнил новые культурные и архитектурные инициативы с летающими тарелками, прилетающими с более развитых планет.

И добавил, что одна из целей ДНК-центров состоит в том, чтобы в Калуге было известно то же, что и в Нью-Йорке, без 10-летних опозданий, как принято в России.

«Власть должна возглавлять процессы, формирующиеся в народе. Конечно, у нас с этим плохо, но существует такая вещь, как роль личности, — поделился с «Газетой.Ru» художник, руководитель фестиваля «Архстояние» Николай Полисский, представивший на презентации ДНК-центров свою масштабную инсталляцию «Ракеты». — Вот существуют две, три, четыре личности — и они спускают вниз этот проект. Если они смогут достучаться до людей и если люди захотят им помогать, то у них вместе все начнет получаться».

Среди существующих опасностей, с которыми могут столкнуться Дома новой культуры, Полисский отметил неочевидную готовность жителей региональных городов к культурным изменениям: «В 2000 году мы в первый раз привезли современное искусство в Пермь — местные современные художники нас чуть не поубивали. Они в Перми потихонечку развивались — с разницей с актуальным современным искусством лет в 70, — а мы взбаламутили их тихую жизнь».

«Нельзя ничего ломать через колено — нужно привлекать всех местных пассионарных личностей», — резюмировал художник.

Полина Рыжова

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе