Из охранных зон – в парк развлечений

Ярославскую общественность не раз потрясали строительноархитектурные новшества: в старинном городе то и дело начинают возводиться новые и новые объекты. Застройщики подчас начинают строительство раньше, чем получают необходимые согласования. О том, все ли в порядке в строительстве новостроев, «КР» попросил прокомментировать архитектора Олега Мазурова и председателя комитета историкокультурного наследия Департамента культуры ЯО Юрия Аврутова. 

Успенский собор 

Олег Мазуров: Больше двух лет строительство собора шло без имеющихся на то разрешений. По высоте здание храма превышает высоту собора XVII века, утраченного в 1937 году, в полтора раза. «Благодаря» имеющимся нарушениям изменены градостроительные доминанты города, нанесен ущерб историческим панорамам города. Опасения у общественности и архитекторов вызывает запланированная колокольня, высота которой должна составить 70 метров. 


Юрий Аврутов: По проекту высота собора составляет 59 метров, а фактическая высота – 38 метров с небольшим. Есть экспертное заключение о том, что данная доминанта не повлияет на историческую среду. Есть согласование на строительство собора с Росохранкультуры. Что касается меня, то я, как консерватор, считаю, что восстановление здания в первоначальном объеме было бы лучше. Я голосовал за второй вариант, но большинство выбрало проект, по которому сейчас возводится собор. На сегодняшний день разговоров о строительстве колокольни не идет. Тем более, что по данному поводу ЮНЕСКО уже вынесла свои предостережения. 

Культурноразвлекательный центр на Первомайском бульваре 

Олег Мазуров: Здание из бетонных конструкций (в народе – «Бункер Якушева») построено вопреки всем действующим регламентам. «Бункер» возводится на территории Казанского бульвара (ныне Первомайский бульвар), имеющего статус объекта культурного наследия. Раньше в этом месте располагались древний земляной вал и ров. А в советское время здесь находился летний кинотеатр. По регламентам, на бульваре запрещены любые виды строительства. Здание перекрывает своими объемами пожарную каланчу – памятник гражданской архитектуры. По первоначальным проектам, развлекательный центр имел меньший размер и высоту; в проекте присутствовали стеклянные ярусы. 

Юрий Аврутов: 

Действительно, современные объекты не всегда дополняют уже сложившуюся архитектуру в исторической среде. Но в 2009 году эксперты ЮНЕСКО поддержали габариты и архитектуру развлекательного центра. Строительство в данном месте возможно, но не выше объектов, которые возводились раньше. Развлекательный центр не превышает по объемам и высоте бывший на данном месте летний кинотеатр. 

Новый мост через Которосль 

Олег Мазуров: Строится в охраняемой ЮНЕСКО зоне, изза чего Ярославль может быть вычеркнут из списка всемирного наследия. Развязка, которая должна разгрузить потоки транспорта с уже имеющегося Которосльного моста, практически упрется в дом N 30 на Которосльной набережной. Для этого в апреле прошлого года правительство Ярославской области на 50% уменьшило и изменило границы охраняемой зоны. Несколько месяцев с начала работ строительство велось без имеющегося на то разрешения, которое впоследствии было выдано вопреки отрицательному заключению государственной историкокультурной экспертизы. 

Юрий Аврутов: Исключат Ярославль или не исключат из зоны ЮНЕСКО – сказать трудно. Эксперты видели мост, но пока никаких претензий от них не поступало, как не поступало и положительных отзывов. Тем более, что мост строится в буферной (за территорией объекта всемирного наследия – авт.) зоне объекта ЮНЕСКО. Увы, если раньше набережная была спокойной пешеходной зоной, то после строительства моста таковой больше являться не будет. Считаю, что без строительства моста можно было обойтись, построив, например, окружной путь для автомобилей. 

Реконструкция Волжской набережной 

Олег Мазуров: Расширение набережной на шесть метров за счет зеркала воды противоречит всем ранее существовавшим и ныне действующим регламентам «Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Ярославля». Новшества искажают ландшафт набережной, ухудшают вид верхней набережной на акваторию Волги и Твериц. Новое нижнее ограждение полностью диссонирует с ажурной решеткой верхней набережной, установленной в царские годы. 

Юрий Аврутов: Данный объект не противоречит проекту зон охраны. Реконструкция набережной ведется достаточно деликатно. Те видовые точки, которые попадают в зону охраны, не перекрываются. 

Планетарий (ул. Большая Октябрьская) 

Олег Мазуров: Объект полностью не вписывается в архитектуру местности, разрушая историческую среду сразу вокруг трех памятников федерального значения: церкви Николы Мокрого, Дома Иванова (XVII века) и манежа (XIX века). Здание исполнено в агрессивной манере, по архитектуре напоминает американский «Диснейленд». 

Юрий Аврутов: 

Участок, где возводится планетарий, предполагает возможность нового строительства. Нарушений в строительстве здания нет. Действительно, архитектура здания агрессивная. Первый проект – архитектора Мишиной – лучше вписывался в данную историческую среду, не спорил с ней. 

Что еще противоречит историческому облику: 

– Торговое здание в Депутатском переулке (рядом с ц. Сретения) 

Превышен регламент высоты. Здание грубо перекрывает вид на церковь Сретения при обзоре из видовых точек зоны наилучшего восприятия памятника при подходе со стороны с ул. Депутатской. 

Юрий Аврутов: Посадка здания согласована с Росохранкультурой. Строительство здания в данном месте возможно, но не такой высоты, которая есть. Здание спорит с храмом. 

– 45этажные коттеджи с автостоянками по 1й Закоторосльной набережной, NN 16, 22. 

Здания полностью искажают масштаб набережной и подавляющие по высоте (почти вдвое) и по архитектуре расположенные рядом с 2этажными памятники архитектуры XVIII века регионального значения эпохи классицизма. 

Юрий Аврутов: Этажность зданий соблюдена. Объекты построены в современной манере. Если бы согласования на строительство давал я, предложил бы строить дома в более спокойной манере. 

Подготовила Наталья Колбина

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе