Андрей Рублев | Православный портал Покров

Духовный наследник великого Сергия.
17 июля – День памяти великого иконописца, создателя божественной «Троицы», святого Андрея Рублева. Его имя хорошо знает каждый русский, вне зависимости от того, верующий он или неверующий. 

Византия богословствовала словом, Святая Русь – образом. Рублев – слава и гордость русской истории, русского богословия, русского искусства.

Никто точно не знает время рождения святого Андрея Рублева, считают, что он родился либо в 1360, либо в 1370 г. в средней полосе России и до 1405 г. принял монашество с именем Андрей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», он украшал иконами и фресками иконостас Благовещенского собора Московского Кремля – домовый храм московских князей. В 1408 г. расписал Успенский собор во Владимире и написал иконы для соборного иконостаса. Между 1408 и 1422 гг. работал в Звенигороде. С 1422 по 1427 г. совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал свою знаменитую «Святую Троицу» – храмовый образ обители. По предположению исследователей, в 1427–1430 гг. он работал над созданием росписей Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где преставился и погребен в 1430 г. Архиерейским Собором в 1989 г. Андрей Рублев причислен к лику святых. Вот, пожалуй, и все, что известно о нем. Всего несколько строчек, несколько дат.

Но Андрей Рублев жил и писал иконы не для своей славы, а во славу Божию, для спасения своей души. Никогда он не подписывал своих работ. Но воля Божия такова, что имя святого иконописца осталось в веках, в памяти людей, а славе его мог бы позавидовать любой самый известный живописец мира. Сохранились немногие документы, говорящие о великом даре, данном Богом преподобному Андрею.

Самые ранние сведения о нем восходят к Московской Троицкой летописи. Среди событий 1405 г. сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещенье на князя великого дворе… а мастеры бяху Феофан, иконник гречин, да Прохор с Городца, да чернец Андрей Рублев». Святой в этой записи упоминается последним. Согласно традиции, последним записывали самого младшего в артели. Однако авторитет и признание Андрея Рублева в это время были значительно выше чем у старших его по возрасту. Именно его пригласили принять участие в росписи домовой церкви великого князя Василия Димитриевича, старшего сына благоверного князя Димитрия Донского, вместе со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком.


Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря Миниатюра 16 века


Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 г.: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святыя Богородици иже во Владимире повелением князя великого, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, был возведен во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, он был уже кафедральным собором, где находилась митрополичья кафедра. Разоренный татарами храм нуждался в восстановлении, поэтому московский князь Василий Димитриевич, потомок владимирских князей и потомок Мономахов, считал обновление и восстановление Успенского собора делом «государевой заботы», связанным с возрождением Руси после победы на Куликовом поле. Он пригласил для написания фресок и икон прославившихся уже тогда монахов-иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. И в 1408 г. иконостас был написан.

Правда, постигла его необыкновенная судьба. В 1768–1775 гг. немного потемневший и обветшавший иконостас Андрея Рублева из-за несоответствия вкусам «просвещенной» екатерининской эпохи был вынесен из собора и продан в село Васильевское близ Шуи (ныне Ивановская область). А в 1919–1920 гг. государственные реставрационные мастерские вывезли эти иконы и поместили их в фонды Государственной Третьяковской галереи в Москве, а также в Русский музей в Петербурге. Частично сохранившиеся на стенах Владимирского собора фрески составляли когда-то единый ансамбль с иконами, ныне пребывающими в музеях, который представлял собой гармоничное сочетание цвета и света.

Следующей по времени создания работой преподобного Андрея является звенигородский иконостас, так называемый Звенигородский чин, один из самых прекрасных иконных ансамблей. По воле Божией сохранилось только три иконы – Спасителя, Божией Матери и святого пророка Иоанна Предтечи. Они были обнаружены реставратором Г.О. Чириковым во время музейной экспедиции в 1918 г. в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке.


Христос Вседержитель


Дошедшие до нас летописи не подтверждают, что автором их был Андрей Рублев, и тем не менее исследователи полагают, что иконы написаны именно им. Скорее всего, они были написаны либо для княжеского Успенского, а может быть, и для соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, вкладчиком и основателем которого также являлся звенигородский князь Юрий, второй сын благоверного князя Димитрия Донского, – известный благотворитель Троице-Сергиевой Лавры. Крестник самого Преподобного Сергия Радонежского, князь Димитрий в 1422 г. воздвиг над гробом Преподобного каменный Троицкий собор. В 20-х гг. XV века артель мастеров, возглавляемая Андреем Рублевым и Даниилом Черным, расписала иконами и фресками этот собор в монастыре Преподобного Сергия.

Первая половина 20-х гг., а точнее, 1422–1427 гг., в творчестве Андрея Рублева отмечены созданием знаменитой «Троицы» – самого известного произведения иконописца. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен Сергиева монастыря Никон Радонежский поручил преподобному Андрею Рублеву «образ написати Пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

На рублевской иконе запечатлены Три Ангела – Три Божественных Ипостаси. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой восседают вокруг Престола, в центре которого – Евхаристическая Чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Новозаветного Агнца. Композиция иконы вписана в круг – что символизирует всякую завершенность, вечность, единство и Божественность. В обратной перспективе изображены и Мамврийский дуб, под которым Авраам угощал Божественных Путников, и «шатер» Авраама и Сарры, и стол, и Чаша. Изображение на иконе – это другой мир, мир Небесный. Символика Троицы Рублева соотнесена со стилем и прежде всего цветом, который всегда играл немалую роль в иконописи. Символичность звучания сине-голубого в «Троице», называемого «рублевским голубцом», особенно ощутима. Голубой цвет – небесный, райский. В голубой гиматий одет средний Ангел, а в голубые хитоны левый и правый Ангелы. Свет излучают и золотые фоны, ассисты (то есть золотые лучи, начертанные на одеждах Ангелов и их крыльях), свет излучают золотые нимбы и даже нежная «плавь» светлых ликов, чистые оттенки охры, розовые и зеленые гиматии двух крайних Ангелов. Один из русских философов сказал, что «Троица» Андрея Рублева – это еще одно доказательство бытия Божия. Одним взиранием «на Святую Троицу побеждается страх перед ненавистной рознью мира сего».


Апостол Павел из Звенигородского чина


Божественная Троица в буквальном смысле слова неописуема. И хотя многие пророки и праведники о Ней возвещали, изображается Она лишь потому, что Аврааму «чувственно и в человечестем подобии явися и, якоже явитися благоизволи, и описоватися повеле, и от вещнаго сего зрака взлетает ум наш и мысль к божественному желанию и любви, не вещь чтуще, но вид и зрак красоты онаго изображения», – говорит автор «Послания иконописцу», которым, по мнению исследователей, является преподобный Иосиф Волоцкий. Единственный исторический факт явления Пресвятой Троицы – Трех Божественных Ипостасей в ангельском образе Аврааму противопоставляется автором многочисленным пророческим видениям и возвещаниям. Внешняя красота образа – синоним красоты духовной, а чувственное восприятие этой красоты должно вызывать духовное созерцание и приводить к умной молитве.

Долгое время икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря, ставшего впоследствии Лаврой. В 1904–1905 гг. по инициативе И.С. Остроухова, члена Московского археологического общества, известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, она впервые была расчищена от поздних наслоений. Работами руководил известный иконописец и реставратор В.П. Гурьянов. В 1918–1919 гг. и в 1926 г. реставраторами Центральных государственных мастерских была произведена окончательная расчистка иконы. А в 1929 г. икону из монастыря перенесли в Третьяковскую галерею, где она находится и поныне.

«Бога мы познаем в слове и в образе, – писал выдающийся иконописец и реставратор ХХ века Леонид Александрович Успенский, – и Церковь исповедует свою веру как словом, так и образом. Эта форма исповедания сохранилась в Православной Церкви, как сохранилась в ней вера первых веков, Вселенских Соборов и святых отцов. Тождество же веры и ее словесного и образного выражения доказывает и тождественность Церкви, потому что истинность ее определяется не численностью, организованностью или какими-либо другими качествами, а верностью апостольскому Преданию в исповедании и жизни».

Автор
Людмила Новикова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе