108-летию со дня рождения архимандрита Павла Груздева

«Пусть строки, написанные рукой старца, послужат всем нам уроком веры, уроком истинной любви к Богу и ближним».

В середине января исполнилось 22 года со дня смерти архимандрита Павла Груздева, снискавшего особую любовь и почитание среди верующих. 33 года он был настоятелем церкви Святой Троицы соседнего Некоузского района. Сюда, в село Верхне-Никульское, к нему приезжали тысячи людей со всех уголков страны, рассказывают, что даже автобусная остановка называлась в народе «Отец Павел». К великому старцу приезжали за утешением и благословением, за советом, для разговора, новорожденных даже в годы всеобщего атеизма считали необходимым окрестить именно в храме Святой Троицы. Среди гостей отца Павла были и жители Брейтовского района, где по воспоминаниям того времени, долгое время вообще не было ни одной действующей церкви.

Летом 2017 года епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин во время посещения Брейтовского района подарил сайту «Наш Брейтовский район» уникальную книгу, выпущенную Рыбинской епархией: «Архимандрит Павел (Груздев). Избранные места из дневников и тетрадей». В книге представлено факсимильное воспроизведение избранных мест из дневников и тетрадей, в которых отец Павел записывал то, что его волновало и интересовало, то, что согревало его душу. Среди его записей – упоминания и о Брейтовском районе. Сайт  «Наш Брейтовский район» публикует их - с приятными мыслями об архимандрите Павле Груздеве, который родился в дни, предшествующие этой публикации – 23 января (по новому стилю) 1910 года (по его собственным рассказам – 16 января). Например:


«1965 год. 21 ноября – 4 декабря. Суббота. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Вчерась служил всенощное бдение, в половине которого меня известили, что литургию служить нельзя по случаю карантина. Вишь, болезнь у животных – ящур, и карантин наложен только на церкви Некоузского района, в котором эту болезнь и не слышно. Предостережение очень хорошо, но как жалко было смотреть на горько плачущих людей, прибывших помолиться и выполнить свои христианские обряды из Брейтова, Черкасова на Сити и т.д. Но я верю, что Бог поруган не бывает, и усердие и вера этих людей вменится им вместо молитвы в храме. Накануне Крещения Господня карантин снят, и святая церковь вновь исправляет все богослужения. Оказывается, эта болезнь очень серьезная, и лучше не служить некоторое время, чем подвергать людей опасности…»

Наше примечание: расстояние от Брейтова до Верхне-Никульского 53 километра. Можно предположить, что многие люди добирались до места пешком: автобусное сообщение появилось только после 1972 года, когда у Брейтова был построен мост через реку Сить. 



«Читая записи отца Павла, невозможно не обратить внимания на каллиграфический почерк, которым они сделаны. Примерно так выглядят старинные рукописные богослужебные книги. Пусть строки, написанные рукой старца, послужат всем нам уроком веры, уроком истинной любви к Богу и ближним», – написал во вступительном слове к изданию епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.

С воспоминаниями об архимандрите Павле Груздеве благочинного Брейтовского округа протоиерея Анатолия Денисова можно познакомиться на сайте «Православие», перейдя на него ПО ССЫЛКЕ.



Наша справка:

Павел Александрович Груздев (1910 – 1996).

Родился в деревне Большой Борок Мологского уезда в крестьянской семье. Отца забрали на войну, семья стала бедствовать, в 1916 году Павел ушёл к тёткам: монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в Мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. В 1928 году был признан негодным к службе в армии из-за «слабого умственного развития».

После закрытия монастыря 3 января 1930 года, перебрался в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха. Живя в монастыре, работал на Деревяницкой судостроительной верфи, в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама. В 1932 году закрылся и этот монастырь, инок Павел несколько лет жил на родине, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции. Деревня попала в зону затопления Рыбинского водохранилища. В 1938 году с отцом разобрали избу, сплавили её по Волге до Тутаева. Здесь жил с семьёй до 1941 года, был рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове).

13 мая 1941 года Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и ещё 11 людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева). Арестованных содержали в тюрьмах Ярославля. Долгое время Павел Груздев находился в одиночной камере в полной изоляции, затем в одноместную камеру из-за нехватки мест поместили 15 человек. Заключённым не хватало воздуха, поэтому они, чтобы подышать, по очереди припадали к дверной щели у пола. На допросах Павла подвергли пыткам: избивали, выбили почти все зубы, ломали кости и слепили глаза, он начал терять зрение. Все заключённые, проходившие по этому делу, были расстреляны, а отец Павел приговорён к шести годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением прав на 3 года. С 1941 по 1947 год находился в Вятлаге (Кировская область). Условия жизни в лагере были крайне тяжёлыми: голод, холод, непосильная работа, издевательства и избиения - как со стороны руководства колонии, так и со стороны уголовников.

После окончания Великой Отечественной войны был освобождён, вернулся в Тутаев. В 1949 году по тому же делу осуждён повторно и сослан на вольное поселение в Казахскую ССР. Был чернорабочим в облстройконторе в Петропавловске. В свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла. 20 августа 1954 года освобождён как невинно пострадавший.

По возвращении в Тутаев жил с родителями, был рабочим в Горкомстройконторе, в свободное время служил чтецом, пел на клиросе и пономарил в Воскресенском соборе. Подал два прошения о рукоположении в священный сан, но ему было отказано из-за судимости. 21 января 1958 года был реабилитирован и подал новое прошение. 9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле был рукоположён епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта - во пресвитера. В августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом пострижен в монашество.

Служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 года настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района. Получил известность далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами, некоторые из которых были записаны и позднее изданы.

С июня 1992 года по состоянию здоровья переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе. Несмотря на полную слепоту и тяжёлую болезнь продолжал служить и проповедовать, принимать народ. Умер 13 января 1996 года. Похоронен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов при большом стечении народа на Леонтьевском кладбище Тутаева рядом с родителями.


Автор
При подготовке использованы материалы и фотографии: сайт «Ярославика», Википедия, Живой Журнал.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе