«Войну и мир» рассказали с помощью новых технологий

Великий роман XIX века протанцевали в линзе.
ФОТО: РАИСА ПОПОВА


«Лев Толстой. Война и мир»: за классическим названием выставки, презентованной Государственным музеем писателя на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия», скрывается современный технологичный подход. Здесь посетители смогут понять природу войны и мира, научиться танцевать мазурку и вальс, сыграть в карты XIX века и увидеть оживших героев романа в оптической линзе.


На входе в павильон нас встречает виновник торжества, опирающийся на тоненькую трость. В сенях долго стоять не приходится, перед гостями выбор: в какой зал войти сначала. Четкого маршрута здесь нет – это не школьный учебник по литературе. Три крыла символизируют собой общую идею: с одной стороны у нас «война», с другой — «мир», а центральный зал является союзом «и», воплощающим в себе личность и философские взгляды Льва Николаевича.

favicon— Я пытаюсь влиять, чтобы юноши не ушли в жизнь пустыми и совершенно ненужными людьми, — рассказывает художник Александр Конов, творческая мастерская которого реализовала экспозицию выставки. — Потому что именно это и есть путь достоинства во всех ипостасях жизни, без этого багажа им делать нечего.

Поднимая глаза к потолку, сразу обращаем внимание на «толстовскую» сферу – это символ Льва Николаевича, в его творчестве шар занимал особую роль. Моментально на ум приходит образ Пьера, вспоминающего во сне божественный глобус или же капли воды, которым уделялось внимание в романе. Ценность невесомой конфигурации все-таки придает проекция, являющаяся квинтэссенцией символов, иллюстрирующей роковые моменты литературной эпопеи: знаменитый дуб (воплощающий собой Андрея Болконского), который сначала дышит здоровьем и буйством красок, а потом падает под яростным ударом молнии; яркая комета, рассекающая усыпанное звездами небо, являющая предзнаменованием страшных перемен, или же капли воды, стремящиеся к центру и символизирующие собой жизнь.


ФОТО: РАИСА ПОПОВА


Но на этом чудеса технологического прогресса не заканчиваются. Впервые в музейной практике используется интегральная оптическая линза. Иллюстрации в ней все время меняются. Но один элемент вечно статичен — это склонившаяся над столом фигура Толстого: литератор трудолюбиво пишет свой роман, пока его герои, словно мысли, бесконечно сменяют друг друга, словно в танце.

Преданность письму также выражена и в графическом заднике, на котором представлены картины. Дело в том, что стойки символизируют собой сотни тысяч слов, миллионы букв, наполняющие произведение, и типографские литеры, которыми было набрано бесчисленное количество романов, переведенных на различные языки. И даже рамы, обрамляющие иллюстрации, выбраны в тон щитам, помогая выдерживать общую концепцию зала. Однако на этом атмосферность не заканчивается: если поглубже вдохнуть, закрыв глаза, можно почувствовать сладковатые ноты книг, которые помогают еще лучше проникнуться идеей музея.


ФОТО: РАИСА ПОПОВА


Всласть насладившись философией мастера, мы переносимся в зал, посвященный миру. Здесь присутствуют эстетика усадьбы, салона Анны Павловны Шерер и непередаваемая атмосфера первого бала Наташи Ростовой. Посетитель может ходить, где удобно, изучая главы романа. Каждая из них иллюстрирована мультимедиа, что помогает погрузиться в жизнь и фактуру персонажей. Говоря об интерактиве, стоит упомянуть симулятор карточных игр. Так, на одном мониторе мы знакомимся с их историей и правилами, а на другом уже попрактикуемся.

Если же больше интересует тонкая душа Наташи Ростовой, то стоит попробовать симулятор танцев, где можно изучить движения не только в одиночку, но и с партнером, закружившись в нежном вальсе или в энергичной мазурке. Однако стоит быть бдительными, ведь неподалеку от «бала» притаился злой серый волк. Вернее его чучело, с помощью которого гости могут перенестись в главу, посвященную охоте. Свирепый и пронырливый зверь, описанный во втором томе, здесь предстает дружелюбным гостем с добрым взглядом. Конечно, можно еще долго говорить о мире, но пора переходить в зал войны.


ФОТО: РАИСА ПОПОВА


Он начинается с первыхсражений с Наполеоном. Пока родители будут изучать исторические костюмы, дети могут пройти интерактивный тест, показывающий, кто ты: Наполеон или Кутузов, или же побегут «греться» у костра рядом с героями романа. Также в зале представл/7ены карты: одна посвящена Бородинскому сражению (сопровождаемая иллюстрациями и схемами), вторая — военным действиям, происходившим в Москве.

Выставка о «Войне и мире» не статичная – экспозиция периодически пополняется новыми экспонатами, а на площадке проходят литературные вечера и показы фильмов о жизни и творчестве Толстого. «Надеемся, что через мультимедийные приспособления мы войдём в душу читателя», — сказал «МК» директор Государственного музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов.

Автор
Раиса ПОПОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе