Электронные библиотеки: проблема правового статуса

В связи с переходом библиотечных фондов в новую форму возникают проблемы как технического, так и методологического и правового характера.
Национальная библиотека Франции


Закон о библиотечном деле регламентирует общественные отношения, связанные с комплектованием, хранением и обеспечением доступа к изданиям, большая часть которых традиционно составлена в российских библиотеках из книжных изданий. Ранее закон о библиотечном деле не касался электронных изданий и не затрагивал вопросов авторского права на произведения, что было логично в рамках концепции этого закона.

Однако в действующей Закон о библиотечном деле вводятся в него нормы, касающиеся правового регулирования в отношении произведений в электронной форме, оцифрованных из основного фонда библиотеки. При этом у традиционных библиотек основная цель не изменилась и заключается, прежде всего, в комплектовании и хранении фонда бумажных книг и обеспечения свободного доступа к сохраняемой книге.

С этой точки зрения электронные библиотеки слабо связаны с традиционными библиотеками и наличие электронной библиотеки в рамках традиционной библиотеки является желательным, хотя и необязательным, условием.

Рассматривая проблемы взаимодействия различных отраслей права с точки зрения подхода к электронным библиотекам, следует учитывать коллизии авторско-правовых и технологических проблем. Авторско-правовой подход с его основными правомочиями автора использовать и разрешать использование своего произведения вступает в противоречие с широкой доступностью, публичностью обязательного экземпляра. И если ознакомление с экземпляром книги, хранящимся в традиционной библиотеке, происходит свободно, в полном соответствии с отечественным законодательством, то электронный экземпляр той же книги читатель может лишь просмотреть на экране монитора библиотечного компьютера без возможности его копирования.

Многие положения авторско-правового законодательства, например, норма о предоставлении во временное безвозмездное пользование экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот, касающихся экземпляров произведений, выраженных в цифровой форме (предоставляются только в помещениях библиотеки и при условии исключения возможности создания цифровых копий) — п. 2 ст. 1274 ГК РФ ч. 4 — по сути противоречат основам библиотечной работы и налагают на библиотеки дополнительные, не свойственные им обязанности.

Представляет интерес трактовка содержания понятия электронной библиотеки. Сегодня они приобретают такой же официальный статус, как и традиционные, а многие крупные государственные библиотеки совмещают в себе оба статуса. Электронная библиотека расширяет спектр библиотечных информационных услуг, одновременно предоставляя пользователю и информацию об источнике, и сам источник.

Для полноценного понимания всех аспектов правового регулирования деятельности библиотек важно упомянуть основные законодательные акты, относящиеся к сфере функционирования библиотек.



Конституция Российской Федерации

Прежде всего, это п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин

ципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В настоящем изложении важно положение п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», а также п. 2 ст. 44 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Важна также норма ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно п. 1 которой, «в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; [...] д) [...] охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры...».

Отметим также основные законодательные акты, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме.



Основы законодательства о культуре

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» ведены в России законом РФ от 9 октября 1992 г. No 3612-1 , последние изменения в который были внесены 29 июля 2017 г. В преамбуле к закону декларируется, в частности, основополагающая роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, отмечается неразрывная связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации.

Согласно ст. 3 «Основ», культурное достояние народов Российской Федерации — это совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение. Ст. 4 определяет область применения «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» и, в частности, регламентирует применение «Основ» в отношении книгоиздания и библиотечного дела. Право на приобщение к культурным ценностям установлено ст. 12 «Основ»: «Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации». При этом ст. 15 регламентирует право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, способствующие «тиражированию и распространению культурных ценностей, благ». В отношении библиотечных фондов «Основы» в ст. 26 утверждают положение, согласно которому «целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фотои иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечиваются государством». В ст. 30 устанавливаются обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, в частности, утверждается, что «в целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования, прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования [...], а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек». Среди приоритетов международных культурных обменов, согласно ст. 57 Основ, упомянуты: совместное производство культурных ценностей, благ; создание и внедрение новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными программами и пособиями.



Закон об объектах культурного наследия

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. No 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с последними изменениями от 29 июля 2017 года) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Законом декларируется, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений.

Согласно ст. 3 Закона, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 4 Закона объектами, обладающими художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющими особое значение для истории и культуры РФ и субъектов РФ могут быть произведения книжного полиграфического искусства. Поэтому к таким объектам можно отнести редкие книги, хранящиеся в фондах библиотек и, будучи оцифрованными, они становящиеся составным элементами электронных библиотек. В соответствии положения пп. 1–3 ст. 7 Закона гражданам гарантируется сохранность объектов культурного наследия и право на доступ к ним.

Цели сохранности и обеспечения доступа в том числе реализуются в рамках создания электронных копий книжных объектов культурного наследия, сведения таких копий в виде электронных библиотек и, соответственно, обеспечение широкого доступа к произведениям посредством сети Интернет.



Закон о библиотечном деле

Федеральный закон «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г. (с изменениями от 3 июля 2016 года), как это указано в преамбуле, «является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации». Закон устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей, на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Согласно ст. 1 Закона о библиотечном деле, библиотека является информационным, культурным, образовательным учреждением, располагающим организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование, а библиотечный фонд — совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания.

Основным вопросом применения действующего Закона о библиотечном деле к функционированию электронных библиотек является вопрос о том, достаточно ли норм действующего закона для обеспечения работы любых библиотек, в том числе и электронных.

В рамках действующего закона (ст. 6), любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории РФ. В расширительном смысле, конечно, данное положение относится и к электронным библиотекам. При этом ст. 11 прямо обозначает обязательность определения статуса библиотек их учредителями.

Ст. 18 п. 1.1 закона прямо регламентирует возможность изготовления в электронной форме некоторых видов документов, в частности, имеющих научное и образовательное значение, а также ветхих, изношенных, испорченных, дефектных документов; единичных и (или) редких документов, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению; документов, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства.



Гражданский кодекс Российской Федерации

В рассматриваемом аспекте представляют интерес, прежде всего, положения главы 70 четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (принят 24 ноября 2006 г., последние изменения вносились 28 ноября 2015 г.), которые касаются деятельности библиотек, а также правового регулирования баз данных.

Глава 70 ГК РФ состоит из статей 1255–1344, причем правовое регулирование библиотечной деятельности затронуто в следующих статьях:

• п. 1.4 ст. 1273 допускает свободное воспроизведение в личных целях допускается, однако запрещает свободно воспроизводить книги и нотные тексты полностью. Эта правовая норма относится к произведениям, ещё не перешедшим в общественное достояние.

• п. 1.1 ст. 1274 допускает без согласия автора или правообладателя цитирование произведения в объеме, оправданном целью цитирования;

• ст. 1275 регламентирует свободное использование произведения библиотеками. Из нее следует, что общедоступные библиотеки при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.

При этом экземпляры произведений в электронной форме могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания копий произведений в электронной форме.

Библиотеки также имеют право — при условии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования — создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот, в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений; единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению; экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства; экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории РФ. Важно отметить, что копии экземпляров произведений, созданные в электронной форме, могут предоставляться пользователям во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания копий произведений в электронной форме.

Важной нормой законодательства об авторском праве является норма о переходе произведения в общественное достояние в ст. 1282 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1282, произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.



Закон об обязательном экземпляре

Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» от 29. декабря 1994 г. No 77-ФЗ (последняя редакция 03 июля 2016 г.) определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии и предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Закон устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов, ответственность за их нарушение.

Электронные библиотеки — относительно новое понятие в отечественном праве, поэтому их правовое регулирование нельзя назвать совершенным из-за опережающего развития цифровых технологий, однако в последние годы в законодательство введено достаточно большое количество изменений, позволяющих считать весьма обнадеживающей перспективу развития электронных библиотек в РФ.

Автор
Отрывок из книги "Открытая библиотека".
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе