«Мы создаем художников

Выставка «Театр художника» в Театральном музее.
На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


В Театральном музее — выставка «Театр художника», работы учеников школы «Креативные классы ТАК» (аббревиатура Театр, Анимация, Кино), приуроченная к пятилетнему юбилею, который случится осенью 2024 года.


ТАК — это место, где занимаются визуальным творчеством в сфере театра, анимации и кино молодые люди разного возраста (от 5 до18 лет). Занятия в классе «Театр художника» с ними проводят Яна Глушанок (основатель школы), Эмиль Капелюш, Ирина Чередникова и Наталья Дружкова.

Я шла на эту выставку, мало ожидая. Но если бы мне сказали, что выставлены работы выпускного курса постановочного факультета РГИСИ — я бы поверила: это работы зрелой фантазии, театрального мышления, свободы.


— Мы создаем художников, — говорит Яна Глушанок. — Дети приходят безо всякой подготовки, а уходят отсюда именно художниками, это точно. У них меняется подход ко всему. Они не смотрят на жизнь как на проблему, у них нет страха в нее войти, и сейчас это особенно важно — преодоление страха чужого взрослого мира. Имея опыт обучения по правилам, где есть четкие требования к результату, у нас они понимают, что можно по-другому, по-своему. Благодаря тому, что наши студенты проживают все руками и головой, они перестают бояться истории, истории мировой художественной культуры, и начинают чувствовать себя ее частью. Мы погружаемся в культурное наследие человечества — и этот опыт разрушает их представление о себе и о жизни как о чем-то бессмысленном, об истории — как о чужом и необъятном. Они чувствуют, что эстафетная палочка в их руках. И понимая это, они могут с миром взаимодействовать. Когда я пришла в театр — я боялась, обожествляла театр. Я приехала из Америки, уже с образованием, пришла к Орлову на монтировку «Перед заходом солнца», сидела и смотрела, как он творит этот мир у меня на глазах. Но я трусила. А они — нет.

Выставка создает проблемное поле. Если так работают молодые люди, то что наш постановочный факультет? Ведь многие ведущие сценографы считают, что профессия в кризисе, в кризисе методики обучения сценографов. В нашем интервью несколько лет назад мы говорили об этом и с Любовью Овэс.


На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


«Театр художника» создавал Дмитрий Крымов, но где сейчас он — и где мы… Яна Глушанок, Эмиль Капелюш и их команда во многом следуют крымовскому направлению «театра художника», соединяя его при этом с формальными методами петербургской школы, но только тогда, когда человек раскрепостится, начнет образно мыслить и делать сам.

— Если ты решил взяться за тему — просто бери белый лист и рисуй. Просто думай и рисуй, даже если не умеешь рисовать. Мы прочтем твой рисунок. Не получается — пойди, посмотри материалы, в школе есть все. Они получают направление, но идеи их собственные, и дальше они двигаются сами. Мы обсуждаем большие широкие темы, разминаем их — и они начинают рефлексировать на эту тему и выдавать что-то свое. Не рисуют, а сразу делают проект. Была у нас, например, тема — вписаться в пейзаж. И каждый из них вписывал свой костюм в пейзаж, который получил. Мы говорили о первобытном костюме, как это переросло в идею камуфляжа, что такое вообще камуфляж. А потом наши студенты продолжают заниматься костюмами у Ирины Чередниковой, которая начинает заниматься с ними формальной стороной — вертикальными и горизонтальными ритмами, орнаментом, всем тем, чему она гениально учила нас. Ирина Геннадьевна возвращает студенческую программу, по которой учились мы, и говорит: то, что делают наши дети и нынешние студенты-сценографы, это небо и земля, потому что наши не зашорены, их грамотно развивают и бережно наставляют.


На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


Вот, например, «Пиковая дама» — проект нашей студентки, которая с нами с самого основания школы. Макет внутри ротонды, подъезда, она это придумала и сделала с четким режиссерским видением — она ломает этот мир, понимая, что такое безумие Германа. Сейчас она уже учится на первом курсе КИТа, но, может быть, вернется в театральное искусство. Вообще, наши студенты поступают с портфолио, созданным в процессе учебы у нас, в творческие вузы, учатся уже и в Москве (Школа-студия МХАТ), и в Берлине, и в Афинах. В этом году будут поступать в Школу-студию к Симонову, и я практически уверена, что поступят — работы прекрасные… У нас был интересный проект с Шереметевским дворцом, ночь музеев; делали парики на темы Петровского века, нашим студентам чуть-чуть помогал театральный технолог (как посадить парик на голову), но все идеи и работа — их собственные, они через себя прокручивают материал, у них рождаются образы парика — птицы, корабля, рыбы или чего-то шарообразного, запутанного, но дающего невероятные тени…


На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


На выставке — инсталляция на темы макро- и микромира… Как маленькие «бактерии» переводятся в большой формат и обратно… Много фантазий на темы Петербурга и себя… Множество костюмов на темы современной интерпретации дервишей, африканского костюма, конструктивизма на пиджаке и т. д. И в объектах, и в листах (в них уже видна школа Чередниковой). Работы по «Носу», «Тени», «Носорогам», «Оскару и Розовой Даме», «Шинели». Ребята делают макеты, много работают со светом, явно создавая пространство для режиссера. Или делают спектакли, например, по «Гернике» (на выставке — видео этой работы), спектакль на тему бегства из СССР Славы Курилова (свето-теневой спектакль). Есть «театр на шляпе», и если бы мне не сказали, что это работа двенадцатилетней девочки, я легко приняла бы ее за творчество Марины Азизян (надеюсь, не в обиду Марине Цолаковне). Есть работы, отсылающие к «Донкому Хоту» Крымова. Разнообразие стилей и фактур, масок и макетов. Россыпи.


На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


— Это новая система, которую мы начинали еще с Яной Туминой в Новой Голландии и продолжаем в ТАК, в нашем кластере. Здесь все живое, к декорациям добавляется режиссура, объекты становятся персонажами, отдельные костюмы — коллекцией, рождаются спектакли с проекциями (класс Кино) и анимацией (класс Анимации), создаются фантастические инсталляции. Наши студенты сразу приступают к проектам, кто-то уже работает в театральных мастерских, они помогают режиссерам — студентам вузов в их курсовых и дипломах. В школе — целый мир, наполненный разнообразными материалами, альбомами, книгами… Наши художники сразу могут пойти и пробовать, экспериментировать с новыми техниками, давать новую жизнь вещам, в конечном итоге создавая уникальные арт-объекты. Мы берем железо, пластик, проволоку, одежду для апсайклинга — всем, кто занимается производством, я говорю: «Нам нужны пластик, текстиль, лоскуты, бумага, клетки, деревяшки, абажуры (вот в таком абажуре сделана ʺАлиса в Стране чудесʺ)».

В настоящее время перед нами стоит серьезная задача — найти новый дом, в котором было бы достаточно места не только для творчества, но и для постоянной выставки произведений искусства, созданных молодыми художниками, а также для обмена идеями и креативными находками и для совместных проектов с другими культурными институциями города.


На выставке.
Фото — Марина Дмитревская.


Выставка продлится до 21 апреля. Она точно не просто вызывает восхищение, а ставит проблемы в методах обучения театральных художников. А дальше, после 21 апреля? Что дальше? Это тема. Надеюсь, «ПТЖ» еще не раз вернется к ней.

Автор
Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе