"Мы отменили все эти понты"

Василий Бычков о закрытии "Арт-Москвы"

Ярмарка "Арт-Москва" в Центральном доме художника (ЦДХ) отменена. Вместо нее состоится другая ярмарка — на том же месте и в то же время, но в принципиально ином формате. Об этом ВАСИЛИЙ БЫЧКОВ, директор компании "Экспо-парк Выставочные проекты", организатор ярмарки, рассказал ТАТЬЯНЕ Ъ-МАРКИНОЙ.

Фото: Василий Шапошников / Коммерсантъ

Ежегодная международная ярмарка современного искусства "Арт-Москва" (организатор — компания "Экспо-парк") проводится с 1996 года в ЦДХ (до 2009 года проходила весной, потом переместилась на сентябрь). Первоначально позиционировалась как ярмарка современного актуального искусства, альтернативная "Арт-Манежу", сосредоточенному на современном салонном искусстве. В 2010 году получила конкурента в виде ярмарки Cosmoscow, которая при несомненно высоком качестве прошла всего один раз. Таким образом, "Арт-Москва" в течение полутора десятилетий оставалась единственной площадкой, где могут выставляться крупнейшие российские галереи современного искусства. Ее постоянными участниками до недавнего времени были монстры московского рынка contemporary art — галереи Марата Гельмана, XL, "Айдан", "Триумф", "Риджина".

— В сентябре ярмарка "Арт-Москва" должна была пройти в 17-й раз. Почему вы решили ее отменить?

— Этот проект всегда был убыточным. Лишь однажды, в 2007 году, когда в ярмарке участвовало больше всего галерей — около 70,— она принесла микроскопическую прибыль 200 тыс. руб. Искусство на ярмарке тогда не было особо радикальным, но не было и подарочным, оно было интересным. Хотя уже тогда зазвучала резкая критика к качеству. А потом случился кризис, и мы, прислушавшись к критике, приняли решение об ужесточении отбора участников. Проект стал для нас дотационным, мы продолжали его тянуть, подтверждая наихудшую бизнес-практику поддержки убыточных проектов из жалости к собственному детищу и в надежде на лучшие времена. Но они не наступили. Все это время начиная с 2007 года мы вкладывали примерно 30% бюджета, в этом году стало понятно, что придется вложить 50%. Но главной причиной стала даже не экономическая. Когда мы с нашим экспертным советом посмотрели, что у нас сейчас получается по качеству, мы поняли, что возобладало красивое. Когда мы увидели, что собираемся представить — за свои деньги — в формате старой "Арт-Москвы", мы решили ее закрыть.

— И что же появится на ее месте?

— Еще зимой параллельно традиционной "Арт-Москве" мы решили запустить New Platform — новый проект на третьем этаже ЦДХ. Он предназначен для молодых галерей — они очень симпатичные, менее привязаны к захлестнувшим наш рынок тенденциям, более экспериментаторские, более новаторские. И этот проект мне стало жаль. Мы сформулировали три основных условия для "Новой платформы": галерея существует меньше трех лет, никогда прежде в "Арт-Москве" не участвовала и не продает искусство дороже €5 тыс.

— То есть для "Новой платформы" вы не просто отменили главные принципы "Арт-Москвы", а сформулировали их буквально от противного?

— Да, а следующим шагом мы предложили нашим старым лучшим участникам "Арт-Москвы" встать рядом с молодежью.

— И они согласились уйти на третий этаж ЦДХ и раствориться там в дешевом искусстве? Даже такие тяжеловесы, как "Триумф" и галерея Михаила Крокина?

— Да, и меня это очень порадовало. Сейчас мы планируем на третьем этаже ЦДХ примерно 15 молодых галерей и 15 из тех, кого отмечал экспертный совет "Арт-Москвы" на прошлых ярмарках. Это будет компактный и демократичный вариант. Демократичный для потребителя, потому что половина галерей будет поставлена в условия "до €5 тыс.". Мы не можем сказать этого "Триумфу": они не успеют переформатироваться — и не надо, пусть будет более широкий спектр. Демократичный и для галерей: участие в "Новой платформе" в разы дешевле участия в "Арт-Москве". Мы отменили все эти понты: надувание щек, VIP, гламуризация, ориентация на селебрити. В общем, все, что мы пытались все эти годы из себя изобразить,— это не работает.

— Вы готовы сменить существующих в реальности покупателей, пусть и гламурных, на никогда невиданный в России слой новых непонятных людей, любящих современное искусство с €5 тыс. в кармане?

— А был ли этот слой гламурных покупателей? И вообще, существует ли в России потребитель актуального искусства, даже шире — актуальной культуры в ее общем, американо-европейском понимании (который служит нам образцом, хорошо это или плохо). Временами казалось — особенно в конце 1980-х годов, когда были иллюзии, ярмарка "Арт-МИФ" и корпоративная коллекция Инкомбанка, что такой потребитель есть. Потом был провал. В конце 1990-х мы всплыли со своей "Арт-Москвой" с теми же надеждами. И мы все ждали этого покупателя и вкладывали, и вкладывали деньги в ярмарку.

У нас каста потребителей актуальной культуры не сложилась. Поколение 1990-х занималось первоначальным накоплением, поколение 2000-х начало накопленное тратить — но не на искусство. Потребление современного искусства — это сложная интеллектуальная работа, не каждый готов на такой эксперимент. А потом современное искусство у нас стало необоснованно дорого.

Зато прямо сейчас, мне кажется, произрастает класс людей молодых, 25-30 лет, которые уже при деньгах и при руле. Они часто из интернет-бизнеса — обеспеченные, продвинутые, актуальная культура для них естественная среда обитания. Им требуется демократичное искусство: за €50 тыс. они не станут покупать, но за €5 тыс.— вполне.

— А какого качества искусство получит покупатель за эти €5 тыс.?

— Европейского. В разделе молодых преобладают иностранные галереи из Германии, Бельгии, Франции, Латвии, Испании, одна — из Нью-Йорка. Участвуют также Х.Л.А.М. из Воронежа и Ural Vision из Екатеринбурга. Не факт, что все задуманное сразу получится, но по крайней мере мы декларируем новый курс и будем его держаться.

Татьяна Маркина

Kоммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе