«Это наивное искусство по большому счету»: в Казани – масштабная выставка Зураба Церетели

Фотоистория «БИЗНЕС Online» в 18 снимках: как 90-летие «гения современности» отметили в ГМИИ РТ.

В Галерее современного искусства ГМИИ РТ при огромном стечении публики открылась выставка, приуроченная к 90-летию живописца, монументалиста и скульптора Зураба Константиновича Церетели и носящая максимально пафосное название — «Зураб Церетели. Гений современности». О том, какой подарок художник сделал Казани и почему, несмотря на масштабность казанской выставки, отобразить творческое разнообразие такого плодовитого творца, как Церетели (сейчас его наследие насчитывает более 6 тыс. работ), не удалось, — в материале «БИЗНЕС Online».


«Эмали, скульптура, живопись, графика, уникальные объекты синтеза скульптуры и мозаики, монументальное искусство — то, благодаря чему имя Зураба Церетели когда-то прозвучало на весь мир», — так предваряла открытие выставки патриарха отечественного изобразительного искусства в ГСИ вице-президент Российской академии художеств (Зураб Церетели является ее президентом с 1997 года) и искусствовед Татьяна Кочемасова. Однако казанская экспозиция, несмотря на ее масштабы, такого разнообразия, увы, не предполагает.


Всего здесь представлено 120 работ художника, которые Церетели создавал в период с 1990-х и вплоть до 2023 года. Абсолютное их большинство составляют живописные масляные полотна художника, при этом на выставке есть и те, которые экспонируются впервые.


Скульптуры же в экспозиции занимают самую малую ее часть, но чуть ли не самую популярную для зрителей. Одна из них, «Два брата», встречает посетителей в первом зале. Представленность на выставке скульптур Кочемасова комментирует так: «На мой взгляд, их (количества скульптур — прим. ред.) достаточно, чтобы прочитать Зураба Константиновича и ощутить его „возможные миры“, его ощущение действительности, умение в этом мире находить природу сказочного характера, из предмета доставать совершенно новые формы и смыслы языком грузинской притчи и сказания».


Еще три скульптуры — своеобразный триптих на постаменте самых влиятельных для Церетели творцов: скульптуры Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Марка Шагала. Один из любимых художников и вместе с тем наставник Пикассо отзывался о творчестве еще молодого Зураба Константиновича: «Я вижу в нем будущего великого живописца. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму».


Одна из стен двухэтажной экспозиции художника посвящена его черно-белой шелкографии.


Несмотря на то что самого ныне 90-летнего Церетели на церемонии открытия не было (в Казань он приезжал дважды: в 2018 году на открытие своего памятника Рудольфу Нуриеву и в 2013-м на открытие его выставки в «Хазинэ»), Галерея современного искусства ГМИИ РТ собрала настоящий аншлаг.


Сейчас по России проходит сразу несколько выставок Церетели, но Казань приняла самый масштабный выставочный проект художника даже в сравнении со столичными экспозициями. До столицы РТ проект экспонировался осенью 2023 года в Пекине, и, как рассказывает вице-президент РАХ, он стал первой большой персональной выставкой творчества художника, представляющего Россию в столице Китая (интересно, что в КНР выставка называлась «Больше, чем жизнь» — скромное позиционирование художника как гения, видимо, казанский акцент).


«Ощущение классики и современного. Модернизм и где-то внутри основательность академической работы», — так описывает художественный метод искусствовед Кочемасова, автор многочисленных статей о творчестве Церетели. Любопытно, что, например, данные картины, 1,5 м высотой, рождаются у художника удивительно быстро, меньше, чем за день. «Он работает в экспрессивной, модернистской тенденции, когда работа пишется очень быстро и в нее вкладывается очень много энергии», — комментирует искусствовед.


«Зураб Константинович в своем творчестве всегда был на гребне каких-то разговоров. Вы помните, были разговоры о Петре Великом, его потрясающей скульптуре (в Москве — прим. ред.). Но, несмотря ни на что, он всегда творил и радовал весь мир своим творчеством <…> Церетели — советский, грузинский и российский скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель и благотворитель. Благотворительная деятельность его распространяется на все художественные площадки, где показывается его замечательное искусство. И буквально вчера в дар в фонд нашего музея передана одна живописная работа и одна графическая работа художника. Наконец-то и у нас в музее будет царствовать его живопись», — объявила на церемонии открытия выставки директор Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева.


Одна из подаренных работ — «20 апреля», на которой изображены визитные «подсолнышки» (как их называет сам Зураб Константинович) художника. Вторая же, графическая, работа уже хранится в фонде музея и на выставке не представлена.


Особенной композиции у выставочного проекта нет, и, как отмечает Кочемасова, прогулку по выставке можно начинать откуда угодно: «Она так построена, что работы последних 10 лет очень емко, несмотря на масштабность экспозиции, представлены».


О «плотности» выставки рассуждал известный галерист и коллекционер Евгений Жудров: «Единственное, конечно, по выставке, учитывая то, что у него (Церетели — прим. ред.) такие активные работы все, мне кажется, слишком плотная развеска, не хватает воздуха <…> Но в целом яркая, эффектная выставка, судя по количеству посетителей, которых даже к закрытию еще достаточно много. Значит, люди любят его и, что самое главное, знают об этом художнике, его творчестве».


Обилие цветов — визитная карточка работ Церетели, оно практически всегда присутствуют на его полотнах, что сам художник объясняет как особый камертон, который всегда есть, чтобы оттолкнуться от него и начать работать, передает его слова Кочемасова. «Для музыканта каждый день разминка в гаммах, ощущение рук для пианиста, а для художника очень важно ежедневно писать натюрморты, в том числе и цветочные, потому что это дает особую установку на восприятие цвета», — рассказывает она.


Помимо работ самого Церетели, казанцам на церемонии открытия был представлен еще один подарок, который объявила почетный гость выставки, председатель национально-культурной автономии грузин Казани «Сиони» Майя Хухунашвили, — танец «Рачули» грузинского народного ансамбля «Оцнеба» Дома дружбы народов Татарстана.


Также выставку посетил генконсул Республики Казахстан в Казани Ерлан Искаков. На заднем плане — одни из самых недавних работ Церетели.


«Это творчество именно молодого человека. Никто не скажет, что это 90-летний человек, он как ребенок. Это наивное искусство по большому счету: незамутненное, детское, чистое. Тут и рассматривать пристально необязательно. Главное — это ощущение: праздничности, восторга, радости. Он сам по себе человек такой. Это трансляция на зрителя образа самого Церетели», — поделился впечатлениями в разговоре с «БИЗНЕС Online» заслуженный художник РФ Григорий Эйдинов.


Обратная сторона этой «детскости» — «ощущение широкой, мудрой души», которая выражается во всем в работах Церетели: начиная со взгляда пристальных глаз, которые на портретных полотнах в первую очередь притягивают внимание, заканчивая в целом композицией, «которую нельзя судить по общим законам сюжета, композиции картин, это все идет от сердца и души одного мудрого человека», также рассуждает Григорий Львович, которому удалось когда-то познакомиться лично с Зурабом Константиновичем.


Двери выставки «Зураб Церетели. Гений современности» будут открыты для посетителей ГСИ до 12 мая этого года.

Автор
Екатерина Халаева. Фото: Андрей Титов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе