Аристократы вернулись на родину

Эрмитаж купил графическую коллекцию галереи Popoff

Государственный Эрмитаж объявил о приобретении сотни акварельных портретов из собрания знаменитой парижской галереи Popoff. Портреты были выставлены на аукцион Christie`s в октябре, но не нашли покупателей. Тогда Эрмитаж вступил в переговоры с владельцем коллекции парижским антикваром Морисом Барюшем, и тот согласился продать ее петербургскому музею. С подробностями ТАТЬЯНА МАРКИНА. 

Вопрос пополнения коллекций — один из самых острых в жизни сегодняшних российских музеев. Средств выделяется немного, и произведения, выбранные музеями для закупки, ждут своей очереди годами. Конечно, если на это согласен их владелец. А приобретение чего-либо на аукционе для любого российского (да и не только российского) музея, пусть даже и самого крупного, случай из ряда вон выходящий — очень дорого и нет возможности ни на йоту превысить имеющуюся в распоряжении музея сумму. 
Специалисты Эрмитажа заинтересовались акварельными портретами, которые некогда выкупал у обедневших русских аристократов Александр Попов, давно. Это произведения первых русских художников первой половины XIX века — Карла Брюллова, Петра Соколова, Владимира Гау, изображающие российских императриц, легендарных красавиц, боевых офицеров и знатных чиновников. Парижский антиквар Морис Барюш, нынешний владелец галереи Popoff, искренний русофил, старательно промоутировал коллекцию — публиковал, привозил в Россию. Один раз в ГМИИ, второй — на предаукционную выставку в Москву. Аукцион, который проводил в прошедшем октябре Christie`s в Лондоне, наполовину провалился — как раз на ту, в которую были включены акварели. Из сотни листов акварельных портретов были куплены едва три-четыре. В Эрмитаже следили за ходом торгов по интернету, и едва они закончились, сразу же связались с парижским антикваром. "Это было счастливое стечение обстоятельств,— сказал "Ъ" Виктор Файбисович, заведующий сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа.— Фантастическая коллекция оказалась непроданной — и именно в это время мы получили для закупок сумму, какой ни разу не располагали, наверное, с 1917 года". 

Эрмитажная коллекция насчитывает около 600 произведений графики подобного уровня. Сотня новых листов, среди которых такие уникальные произведения, как "Портрет Натальи Николаевны Пушкиной" кисти Владимира Гау или "Портрет императрицы Александры Федоровны с дочерью на морском берегу" работы Петра Соколова, значительно обогатят музейное собрание. 

"Морис Барюш,— сказал Виктор Файбисович,— относится к той редкой категории антикваров, для которых то, чем они обладают, не является только товаром. Для него расставание с коллекцией было большой драмой, и он был рад, что она не распалась и уходит в крупный музей в Россию". Сумму сделки в беседе с корреспондентом "Ъ" Виктор Файбисович огласить отказался, однако отметил, что она "адекватна стоимости и значению произведений". Однако понятно, что эта сумма ниже той, которую запрашивали за произведения на аукционе (общий нижний эстимейт сотни портретов составлял свыше ?2 млн), и к тому же Эрмитажу не пришлось платить никаких комиссионных посредникам. 

Михаил Пиотровский вчера осмотрел коллекцию, только что прибывшую в Россию, и обещал, что Эрмитаж покажет ее на специальной выставке "непременно и скоро".

ТАТЬЯНА МАРКИНА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе