Зодчего вызывали?

Михаил Посохин, глава Моспроекта-2, будет проектировать "Золотой остров" в Москве и Зарядье — территорию, оставшуюся от сноса гостиницы "Россия". Об этом сообщили в Москомархитектуре. Приход нового проектировщика на наиболее значимые московские объекты 2000-х — новый поворот в столичном строительстве.

Проект Зарядья — сноса гостиницы "Россия" и строительства на этом месте нового городского района — начиная с 2007 года разрабатывал лорд Норман Фостер. Заказчиком выступал Шалва Чигиринский, вступивший в августе 2009 года в затяжной имущественный конфликт с Еленой Батуриной. Проект повис, и на сегодняшний день отношения собственности по участку остаются спорными. При этом, поскольку проект лорда Фостера является собственностью господина Чигиринского, ни разрабатывать его, ни тем более строить невозможно.

Проект "Золотой остров" — это комплексный проект реконструкции Острова против Кремля, который Михаил Посохин курирует с давних времен. Группа "Гута", которая владеет Островом, весьма вальяжно относилась к проектированию этого района, меняя концепцию, архитекторов, функции и вообще все что угодно. Фактически здесь не было сделано ничего, хотя в разное время в качестве проектировщиков появлялись Эрик ван Эгерат, Норман Фостер, Жан Нувель и другие звезды, а также и Михаил Посохин. Возможно, причиной крайней медлительности "Гуты" являются специфические отношения собственности на Острове — "Гута" в отличие от большинства девелоперов получила эту территорию на правах собственности, а не аренды на 49 лет, поэтому обычная девелоперская схема быстрого строительства недвижимости и ее продажи здесь кажется проигрышной. У московского правительства здесь нет возможности давить на девелопера угрозой отобрать участок в случае невыполнения инвестконтракта, других способов управления вроде бы пока не придумали, так что это проектирование может длиться бесконечно.

Полгода назад группа "Гута" заявила, что отказывается от концепции строительства на Острове апартаментов класса "люкс" и в связи с кризисом планирует перейти к офисам. В этот момент офисы в Москве пустовали, зазывные объявления об аренде висели на каждом шагу, а сама идея строительства офисов против Кремля никак не проходила по транспортным и прочим ограничениям.

Анализ обеих ситуаций показывает, что о реальном проектировании речи нет: не определен заказчик, функция, собственность, нет ничего, с чего можно было бы начинать проект. Смысл назначения Михаила Посохина на эти участки в этой перспективе видится как административно-финансовый. Вместе с "Зарядьем" Михаил Посохин на прошлой неделе получил в проектирование "Новую Голландию" в Петербурге (см. "Ъ" от 1 февраля), еще один объект Чигиринского с неясными (до решения судов) отношениями собственности. В этих двух случаях он оказывается архитектором, приставленным к спорным московским деньгам до разрешения конфликта, и, возможно, новый архитектурный проект будет использоваться как аргумент в споре — вот, мы уже проектируем, а проблема Чигиринского тормозит процесс.

Примерно в том же ключе — как средство давления на "Гуту" — можно рассматривать и назначение Посохина на "Остров". Вообще-то это не лишенная иронии ситуация. Михаил Посохин — опытный царедворец и, вероятно, правильный проектный менеджер в сфере государственного проектирования, но как архитектор он отличается такими свойствами, что само его появление рассматривается как способ заставить контрагентов шевелиться, иначе он построит нечто разрушительное для их бизнеса.

Михаил Посохин был особенно заметен на рубеже 1990-2000-х, когда Юрий Лужков занимался в основном общественными проектами, когда же активность мэра как храмоздателя и зиждителя Гостиного двора, то есть в строительной области, конвертировалась в более скромное положение мужа Елены Батуриной, занятой коммерческой архитектурой, Михаил Посохин оказался как-то менее востребован. Его главное произведение 2000-х — "Царицыно". Но в связи с кризисом ситуация несколько изменилась, и Юрий Лужков опять всюду его продвигает. Характерный пример — Большой театр, куда Посохин зашел весной прошлого года силами мастерской Павла Андреева. Результатом этого захода оказался очередной тупик на стройке и отставка главного строителя Большого театра Якова Саркисова, которая произошла в прошлую пятницу (вчера на эту должность был назначен Алексей Супрунов).

Помнится, Владимир Путин однажды пообещал фирме "Мечел" позвать доктора, но имени доктора не назвал. А удобно иметь в запасе архитектора, которого можно приглашать с аналогичными целями, вы не находите? Скажешь кому-нибудь — будешь баловаться, Посохина позову — и, глядишь, что-то сдвинется.

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе