Серафима, ангел мой

О художниках Романовых из поселка Некрасовское многие знают: они делают глиняные скульптуры, изделия из бересты и всякие другие вещи, любимые ценителями искусства не только в Отечестве, но и за рубежом. Они участвуют в масштабном шведском проекте, о них снимали фильм для английского и французского телевидения.
Владимир Валентинович – потомственный скульптор: его прадед с Опекушиным работал… Но его и Серафиму Александровну по отдельности никто никогда не называет, они всегда вместе – семья художников Романовых, в том числе сын Юрий и дочь Анжелика. 28 августа у Серафимы был день рождения, юбилейный. Конечно, мы попросили рассказать о ней ее вторую половину – Владимира.

На вопрос «что для вас главное в ней?», он, не задумываясь, ответил – «все главное». Они вместе 34 года. Познакомились в поезде, ехали в одном купе: он на преддипломную практику из Ростова-на-Дону, она – тоже по учебным делам из Новороссийска. Серафима подарила ему книгу стихов, оставила адрес: «Артек», она работала вожатой во Всесоюзном пионерлагере. Год переписывались, переписывались – и расписались, когда Владимир приехал к ней в гости, закончив институт. Свадьбу устроили в виноградниках в Абрау-Дюрсо, где жила ее мама. Потом в компании гостей отправились в путешествие на теплоходе «Адмирал Нахимов» (самый большой в СССР, несколько палуб, команда – 800 человек) до Артека. Владимир до того никаких пароходов не видал, но этот факт не помешал ему все время проспать на верхней палубе у теплой трубы: «Все было очень хорошо», – вспоминает он. А Серафима гуляла по палубам с друзьями. В Артеке пробыли недели две. Владимир посмотрел, как работает его жена. К одиннадцати он дожидался ее возвращения со службы. Она приходила и говорила: «Извини, у меня совещание» – и уходила до трех. Ему показалось, что это ненормально, но не смутило. Он не думал, что такой пионерлагерь будет у них всю жизнь.

Отправился работать в Ярославль, а Серафима обещала, что приедет к нему, когда он получит квартиру. Он очень старался, будучи начальником буро­взрывных работ: через три месяца ему дали комнату, квартиру – через год. И она приехала. А он был патриот своего Отечества. Тогда всех, кому Родина дорога, звали строить Байкало-Амурскую железную дорогу. Владимир попросился в минис­терстве на БАМ. Жена и сестра пришили к его демисезонному пальто воротник – и он отбыл в Восточную Сибирь, где мороз был минус 56. Замерз, вернулся, оделся потеплей – и опять туда. Через два месяца Серафима с годовалым сыном приехали к нему. Он строил, а она работала воспитателем в молодежном общежитии – опекала обитателей 50 вагончиков. И мы не сомневаемся, что самые воспитанные комсомольцы были именно в них. А в одном жил корреспондент «Комсомольской правды» Федор Пилюгин. Владимир часто к нему захаживал, и особенно его заинтересовала фотолаборатория. Купил аппаратуру и начал снимать. Все было очень хорошо – так помнится Владимиру, но сынишка заболел. Вернулись в Ярославль.

С этого момента начинается отсчет времени его творчества. Он уже не бурил и не взрывал – преподавал фотографию в ПТУ № 31. Серафима руководила городским комсомольским штабом в центральном Доме пионеров, работала завучем в школе. И опять все было хорошо, а потом они обменяли городскую квартиру на дом в Некрасовском – и уехали на родину его предков-скульпторов. Лепили и мастерили Романовы всегда, как делают многие родители, вместе с детьми. Но когда взяли в руки глину с обрыва Солоницы, наследственность Владимира так взыграла, что уже ничего с ней поделать было нельзя. А Серафима всегда с ним. Дальше их совместная биография хорошо известна публике по выставкам, публикациям в прессе, фильмам…

«Как отпраздновали?» – спросили мы Владимира Валентиновича. «Я работал, как обычно. А Серафима гостей созвала», – с удовольствием ответил он. – Все очень хорошо».

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе