Новые герои: Антон Кучумов, идеолог движения воркаут

В рубрике «Новые герои» мы рассказываем о людях, которые меняют городскую среду вокруг себя, не дожидаясь лучших времён. Сегодня в центре нашего внимания развитие движения воркаут и его идеолог в России Антон Кучумов. 

Воркаут (Workout) пришел в Россию из Америки — благодаря нескольким видео на YouTube, стали проводниками простой идеи — на город можно смотреть как на большую спортивную площадку, а каждую тренировку можно превратить из рутины в игру. И всё это бесплатно. В России мысль о том, что стать сильным и здоровым можно не тратясь фитнес-клубы, быстро прижилась и выросла в серьезное социальное движение, в котором сошлось сразу несколько факторов: борьба за здоровый образ жизни, за внимание молодёжи и за создание продуманной городской среды. 

История создания

В 2009 году Антон Кучумов и его друзья из паркур-сообщества One More Day посмотрели видеоролики на Youtube, где темнокожие парни, которые подтягиваются на светофоре и отжимаются на козырьке автобусной остановки, и решили вместе потренироваться. На первой тренировке их было трое. На следующем сборе было человек 9, потом – 14. Сейчас тысячи людей по всему миру занимаются воркаутом. В сотне городов проводятся еженедельные тренировки. Первое время, зимой, так как ребята не знали ни одной площадки в Москве, тренировались в метро – бегали по эскалаторам на Парке Победы. Потом нашлось несколько старых, ещё советских, площадок – остались от МЧС-ников. Так постепенно стали собирать базу. А в 2012 году правительство Москвы опубликовало новую программу развития массового спорта. Воркаут идеально в неё вписался, в Москве начали активно возводить инфраструктуру. Сейчас этот вопрос — под личным контролем мэра Москвы. О том, чем турник лучше спортзала, как правильно подружиться с властями и где взять деньги, рассказал координатор движения Workout в России и проекта www.workout.su Антон Кучумов.

Почему именно улица? Во-первых, спортзал стоит дороже. Потому что это коммерческая площадь. И если там можно проводить платные секции, зачем давать кому-то заниматься бесплатно? В то же время улица гораздо доступнее: невозможно открыть по всему городу спортзалы, а поставить турник в каждом дворе – реально. Площадка будет открыта в любое время. Не нужны охранники, вахтёры и т.д. Просто человек приходит и занимается – когда ему удобно, сколько ему удобно. Он ни от кого не зависит.

Один из ключевых принципов воркаута — «каждый учит каждого». Он появился ещё во времена африканских колоний: чернокожему населению перекрывали доступ к любым источникам информации, поэтому они могли лишь учить друг друга тому, что умеют сами. В воркауте эта формула работает так: у ребят нет тренеров, они просто приходят на площадку и обмениваются знаниями и опытом.

В Америке воркаут исторически делится на два направления — по принципу бедных и богатых. Это гетто-воркаут (Ghetto Workout). Он зародился в бедных районах, где не было цивилизованных турников и брусьев. Поэтому мужчины (как правило, чернокожие) использовали для тренировок тротуары, бордюры, лавочки — всё, в силу фантазии. И стрит-воркаут (Street Workout). Его развивали ребята, которые тренировались на обустроенных площадках в парках. Слово «гетто» они отвергали и ассоциации с уличными тренировками не любили.

Отношение властей

В России поисками альтернативы для турников и брусьев воркаутеры заняты нередко. И зависит это не от районов, а от целых регионов — во многих городах власти не создают условий для занятий. Помимо Москвы, ситуация с инфраструктурой для воркаута благоприятна в Казани, Рязани, Ростове, Санкт-Петербурге. В других местах ситуация куда печальнее.

Проблем с местными властями очень много. Массовые тренировки зачастую пресекаются с применением ОМОНа. В принципе, разница в политических взглядах мэрии и организатора уже может считаться уважительной причиной для запрета соревнований по воркауту. Хотя на площадке не принято говорить ни о политике, ни о религии – ребят объединяет только общий интерес к тренировкам. Где-то удаётся найти взаимопонимание с властями и в воркауте видят важное социальное направление. Есть множество историй о молодых людях, которые, узнав о воркауте, бросили вредные привычки, начали заниматься спортом и развивать движение в своём районе, городе. Для маленького города достаточно построить одну большую площадку. Для Москвы и других больших городов было бы идеально поставить хорошую площадку в каждом районе, большую площадку в округе и по возможности турники и брусья в каждом дворе.


Финансы

Одна большая качественная площадка вроде тех, что стоят в Лужниках или в Парке Горького, стоит порядка двух миллионов рублей. Есть упрощенный вариант. Например, типовой дворовый комплекс 7х5 метров на 20-40 человек стоит примерно 150-180 тысяч рублей.

В региональных бюджетах эти деньги есть, однако, процедура бюрократизирована, согласование всех деталей долгий, утомительный процесс. Если непосредственно в администрации города нет человека, который заинтересован в развитии воркаута, строительство может тянуться бесконечно. Бывали случаи, когда готовую металлическую конструкцию почти год не устанавливали — просто не могли договориться, как её привезти и собрать. Без бюджетных денег площадку установить , к сожалению, невозможно. Спонсоры не видят смысла вкладываться. Краудфандинг тоже не сработает. Хотя бы потому, что будет нарушен главный принцип — открытых и свободных знаний. Да и свободные деньги есть далеко не у всех.

Впрочем, среди воркаутеров есть бизнесмены, сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры, в некоторых городах даже депутаты. Но вкладывать свои средства никто не горит желанием. Всё-таки, принято считать, что это социальная сфера, а значит, забота государства. Тем не менее, спонсоры обращают внимание на разные мероприятия. Как правило, соревнования или сборы поддерживают компании, которые работают с молодёжью. «Спортмастер» (точнее, их бренд Demix — одежда для молодежи), Casio, Converse (к паркуру и BMX, которые они стандартно спонсируют, добавился и воркаут). Возможно, через год-два они созреют и до вложений в площадки.

Есть опыт работы и по грантам. Ребята написали заявку на участие в конкурсе Росмолодежи, связанном с пропагандой здорового образа жизни. Деньги запрашивали на посещение 30 городов по всей России в рамках регионального тура. Росмолодежь оценила идею в 50 тысяч рублей. В то же время, на проекты вроде видеоролика про здоровый образ жизни, по словам Антона, выделяли по 300 тысяч рублей

У нашего проекта workout.su есть партнер — магазин, который занимается спортивными товарами (турники, брусья, утяжелители, кольца и т.д.). Это наши друзья, и ещё на их старте мы договорились о сотрудничестве. Мы на сайте размещаем их рекламу, а они иногда выступают спонсорами мероприятий и, когда есть такая возможность, поставляют призы. Также, они выпускают вещи с нашей символикой, продают их, а процент от прибыли идёт на развитие нашего проекта. Не скажу, что на одежде можно много заработать. Поэтому в основном мы просто раздаём атрибутику ребятам в рамках регионального тура, отправляем в другие страны: в Италию, в Эстонию, на Украину. В этом году мы раздадим порядка семи сотен футболок в разные города. Не у всех есть лишние деньги на футболку, не у всех есть возможность одеть команду – мы ребятам помогаем. К тому же атрибутика повышает статусность движения в глазах властей и СМИ. А люди, которые со стороны увидят, что у парней на спине написано Workout могут заинтересоваться, придут домой, погуглят и, может, присоединятся. Так что это ещё и способ продвижения.

Правда, в других городах схема едва ли сработает. На площадку такими темпами не накопить, а мероприятие можно уложить тысяч в 10 — это не такие большие деньги для городских властей. Чаще всего их можно получить через департамент спорта, департамент культуры, департамент по делам молодежи. Тем более в регионах нет онлайн-ресурсов с таким охватом. Хотя в сети по запросу «воркаут» выпадает много ссылок на самые разные сайты, в социальной сети «ВКонтакте» создано много групп отдельных городов. Но все они локальны, аудитория очень узкая.


Сайт и продвижениет в интернете

Изначально российские воркаут-сообщества развивались автономно, почти не взаимодействуя. Если в Ярославле проходило крупное мероприятие, ребята из соседнего Рыбинска, в котором так же развивается воркаут, могли просто не знать об этом. Именно поэтому Антон и решил создать портал workout.su. Там выкладываются новости всех городов, собраны видеоролики на тему, есть форум, в котором мастера дают советы новичкам. Там же формируется база площадок по всей России: на гугл-карте любой может отметить известные ему места для тренировок. Это не просто обмен опытом, но и возможность найти товарищей по площадке. Своеобразный путь интеграции онлайна и оффлайна.

Первую версию сайта — «для энтузиастов», как говорит Антон, запустили в 2011. Желающих вложить несколько сотен тысяч рублей в разработку не нашлось. Даже среди основателей движения по этому поводу были разногласия. Так что Антон тратит личные деньги. Плюс небольшая часть за счёт процентов от продаж атрибутики. Сейчас 5 человек занимаются наполнением сайта, изображениями, видео и дизайном. Все работают безвозмездно, так как сами являются активно вовлечёнными в развитие движения. На сайте уже больше 10 тысяч зарегистрированных пользователей, а заходят около 60 тысяч — это 400 с лишним городов.

Я не ставлю себе цели на этом заработать. Просто есть личная заинтересованность в развитии проекта. На работе я сижу в офисе по 10-12 часов в день. У меня нет времени пойти в фитнес-клуб. А воркаутом я могу заниматься в обеденный перерыв, могу после работы или в выходные потренироваться на свежем воздухе. Я просто хочу продвигать эту идею: чтобы ребята занимались воркаутом, но при этом, чтобы они читали, получали образование, и воркаут воспринимали как способ поддерживать хорошую форму. Москомспорт сейчас заинтересован в том, чтобы сделать из воркаута полноценный спорт. Мне кажется, это не самая лучшая идея. Мне хочется сохранить именно уличную культуру — у тебя есть работа, интересная жизнь, а вечером ты с друзьями можешь пойти во двор потренироваться. Это здорово.

Сетевая структура

Структура российского воркаута сетевая — есть важный узел в Москве, который координирует действия, а ребята на местах обладают огромной автономией. Когда в Москве всё наладилось, Антон решил изучить опыт соседних городов. Так запустился теперь уже ежегодный региональный тур. По субботам и воскресеньям ребята выезжают в регионы. За активный летний сезон всего выпадает примерно 32 выходных. Встречи проходят в разных форматах, в зависимости от уровня развития воркаута в городе: просто тренировка или ежегодный сбор, фестиваль или соревнования разного уровня — от городских до всероссийских.

Диалог с властью ведут местные активисты, но важно показать, что за ними стоит структура, которая объединяет всю Россию. Из регионов приходят и интересные идеи. Например, в городе Егорьевске есть остановка-площадка: брусья и турник встроены в автобусную остановку. Пока полчаса ждешь автобус, можно позаниматься. Это хороший пример для маленького города.

Экология и логика

Поскольку воркаут — это физическая активность, то при размещении площадок очень важна экология. Когда двор заставлен машинами, ребятам приходится дышать выхлопными газами. В Одессе есть площадка на перекрестке, в Екатеринбурге ребята занимаются рядом с торговым центром. С другой стороны, парки, где можно заниматься, пустуют. Сейчас практически все площадки, которые устанавливают в Москве, разработаны при участии воркаут-сообщества. Их ставит компания Кенгуру.про, она прицельно занимается площадками для воркаута с учетом опыта американских, европейских и австралийских парков. Первую площадку они поставили в Сокольниках за свой счёт. Потом вышли к районным властям, и стали работать с небольшими дворовыми площадками. После чего получили заказ на Парк Горького и Лужники. Они активно взаимодействуют с воркаут-сообществом в вопросах планировки площадок, создания элементов. Это позволяет учитывать логику тренировок, которую сложно усмотреть во многих советских конструкциях.

Команда workout.su разрабатывает типовые проекты, а дизайнер готовит их 3D-модели. Это помогает ребятам в других городах: когда они приходят к городской администрации с готовым проектом, наглядным и просчитанным, их шансы на успех увеличиваются. Даже за 2 месяца можно получить площадку городского уровня, говорит Антон. Это удалось, например, Дмитрову и Магнитогорску. В Казани мэра увлекли идеей за 3-4 месяца. Теперь там одна из лучших площадок в Европе. А раньше тренировались на покосившихся брусьях в трущобах. Обратный пример — Екатеринбург: там уже 3 года активно развивается воркаут-сообщество, но до сих пор не было построено ни одной специализированной площадки.

Как развить воркаут в своём городе/районе/дворе за 5 шагов

Начинайте с себя, подключайте друзей, собирайте первичный актив и приступайте к регулярным тренировкам.

Устраивайте массовые ежемесячные соревнования (если проводить их чаще, люди устанут и не будут приходить). Нужно выбрать что-то с максимальным охватом — например, общую физическую подготовку.

Заявляйте о себе в СМИ — это важный актив для диалога с властями.

Когда набирается человек 100 увлеченных участников, почётными гостями приглашайте на ежемесячные сборы главу управы/местных депутатов/мэра.

Ищите среди чиновников небезразличных и через них максимально убедительно доносите глобальную идею воркаута.

автор ЕКАТЕРИНА ПРОКУДИНА

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе