Наталья ШЕТНЕВА: Не бойтесь менять управляющую компанию

«Мы за услуги ЖКХ платим исправно, а толку никакого: в квартире холодно, двор не чищен, на крыше сосульки. Когда же это кончится?» – с такими жалобами обращается в редакцию все больше читателей. А действительно, когда? Этот и другие вопросы мы задали первому заместителю директора департамента городского хозяйства мэрии Наталье ШЕТНЕВОЙ.
– Наталья Валентиновна, не секрет, что в последний год и к вам, в департамент городского хозяйства мэрии, и к нам, в редакцию газеты, поступает огромное количество жалоб на работу ЖКХ…
– Это действительно так. Вот у меня на столе стопка – это жалобы, поступившие только за сегодняшнее утро. А за весь прошлый год в департамент поступило более полутора тысяч жалоб.

– И почему такой наплыв?
– Тут несколько причин. Отчасти сказалась снежная зима, изза чего возникли проблемы с уборкой дворов, крыш. С другой стороны, выросли тарифы на услуги ЖКХ и люди стали относиться к работе коммунальщиков более требовательно – они хотят за свои деньги получать качественные услуги.
Но главное – предприятия ЖКХ, как управляющие компании, так и РЭУ, были приватизированы, перешли в частные руки. Это означает, что в отрасли появилось много новых акционеров, новых предприятий, руководителей. Взаимоотношения между ними пока не отладились и нередко дают сбои.

– Бывают и такие случаи – идет человек в свой родной ЖЭК, который находился в соседнем доме и в который он обращался на протяжении многих лет, и обнаруживает, что там его нет. То ли переехал, то ли его вообще ликвидировали…
– Ходить по старой привычке в «родной ЖЭК» уже давно не нужно. Ведь счет за коммунальные услуги выставляет управляющая компания. В квитанции по квартплате указаны ее координаты, туда и надо обращаться. Кроме того, например, для жителей Дзержинского, Ленинского и Красноперекопского районов действует Единая диспетчерская служба – звонковый центр. Все звонки по этому многоканальному телефону фиксируются, так что ни одна заявка или жалоба не остается незамеченной.

– Тем не менее и в управляющей компании люди часто не встречают понимания. Не секрет, что нередко жалобщиков «отфутболивают».
– Если жители недовольны работой управляющей компании, то они могут ее сменить…

– И как это сделать? Ведь в каждом районе лишь одна управляющая компания. Не будут же жители Брагина передавать свой дом в управление компании Заволжского района?
– На самом деле управляющих компаний в городе сейчас работает более тридцати. Так что выбор имеется. Но есть и проблема. Действительно, подавляющее большинство компаний – это недавно созданные небольшие организации, которые мало кому известны и которые зачастую обслуживают лишь порядка пяти домов. Но отзывы о таких небольших компаниях бывают очень хорошие – благодаря тому что домов у них немного, они имеют возможность поддерживать тесный контакт с жителями буквально каждой квартиры и чутко реагировать на любые пожелания.
Тем не менее эти мелкие управляющие компании пока еще не определяют конкурентную среду в отрасли. Более 92 процентов жилых домов Ярославля всетаки обслуживаются шестью крупными управляющими компаниями, которые образовались на базе бывших государственных ДЕЗов. А у них качество и стиль работы остаются теми, которые сложились на протяжении десятилетий. При этом большинство жителей не собираются менять управляющую компанию. Жители хотят, чтобы именно их обслуживающая организация начала работать поновому, более качественно. Вот они и идут с жалобами во все инстанции, в надежде, что государственные органы както повлияют на управляющую компанию.

– Так повлияйте!
– Это непросто. Ведь и управляющие компании, и РЭУ теперь частные. То есть все они – независимые акционерные общества. Мэрия оставила за собой 25процентные пакеты акций в этих компаниях и имеет своих представителей в советах директоров. Тем не менее просто волевым решением сменить директора компании теперь невозможно, необходимо согласие большинства других акционеров.
Вообще, надо сказать, что частный бизнес в социально ориентированной отрасли не всегда себя оправдывает. Тут часто возникает конфликт интересов. Акционеры заинтересованы в получении прибыли, поэтому они пытаются сэкономить расходы по содержанию домов. Сократить, например, количество дворников. Между тем люди, которые проработали в системе ЖКХ много лет, знают, что получить прибыль в этой отрасли практически невозможно, если соблюдать нормативы и стандарты услуг ЖКХ, которые утверждены государством. Поэтому попытки новых акционеров резко увеличить прибыль могут привести к снижению качества предполагаемых услуг.

– Похоже, что это уже происходит...
– Такие случаи есть. Но это не значит, что городские власти оставили ярославцев один на один с частником. Мы проверяем все жалобы и, кроме того, сами регулярно инспектируем работу управляющих компаний.

– И какая вырисовывается картина?
– Проблемным районом до недавнего времени был Дзержинский. Там получилось так, что большинство акций РЭУ были приобретены одной группой акционеров, а акции управляющей компании – другой группой. Долгое время они не могли договориться между собой. Спор шел о расценках на услуги. Управляющая компания хотела их понизить, а РЭУ, наоборот, повысить. Компромисса они найти не могли, договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту жилья долго не заключались. Управляющая компания попыталась найти других подрядчиков. Но вскоре выяснилось, что эти новые подрядчики не имеют ресурсов для выполнения работ в полном объеме – нет достаточного количества техники, кадров. Взять хотя бы уборку снега и сосулек с крыш домов. В Кировском районе на этой работе были задействованы десять автовышек плюс бригады альпинистов. А во всем огромном Дзержинском районе работали только одна автовышка и 40 альпинистов. Естественно, что и результат был плохой. Лишь недавно мэрия добилась смены директора управляющей компании «Управдом Дзержинского района». Надеемся, что теперь положение дел в районе наладится.
В Заволжском районе ситуация другая. Там группа акционеров владеет акциями как управляющей компании, так и подрядчиков – РЭУ. В результате работа ведется более согласованно. Сейчас в районе проводится реорганизация: вместо прежних РЭУ, отвечавших каждый за свой участок, созданы несколько новых специализированных фирм: одна занимается уборкой территории, другая – ремонтом сантехники, третья – текущим ремонтом домов. 
В Ленинском и Красноперекопском районах предприятиями ЖКХ также сейчас владеют акционеры, которые создают единый для обоих районов холдинг. Они начинают реорганизацию на тех же прин
ципах, что и в Заволжском районе.

– А что же жителям остается? Ждать, пока все устаканится?
– Нет. Я бы, наоборот, посоветовала ярославцам быть активнее. Вопервых, требовать надлежащего качества услуг. Жаловаться, добиваться перерасчета квартплаты, отстаивать свои права вплоть до подачи судебных исков. Ведь платятто большинство ярославцев за услуги ЖКХ исправно. Сегодня сбор платежей на уровне 9798 процентов. Во­вторых, нужно относиться к возможности смены управляющей компании не как к теоретически возможной, а как к реальной. Тут важна психологическая готовность жителей домов и их старост к тому, чтобы передать свой дом в управление другой компании, той, которая работает более качественно. Тогда и конкуренция между управляющими компаниями, другими предприятиями отрасли будет расти, а значит, качество услуг повысится.

КОМПЕТЕНТНО
После того как предприятия ЖКХ были приватизированы, начался процесс реорганизации всей отрасли. На рынке услуг ЖКХ будут появляться новые управляющие компании и новые фирмы-подрядчики. Ныне существующие компании будут объединяться. Главное, чтобы процессы реорганизации вели к совершенствованию структуры, к нахождению оптимальных вариантов.

Олег БУРМИСТРОВ

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе