«Мракобесие поощряется сверху»: урбанист рассказал, что делать с убитыми в Ярославле фасадами зданий

Публикуем статью историка и эксперта по городской среде Игоря Свириденко.
Скандал с отделкой здания бывшего кинотеатра «Родина» вызвал в Ярославле большой резонанс
Фото: Игорь Свириденко
 

Что такое дизайн-код и почему он так необходим Ярославлю? Историк и эксперт по городской среде Игорь Свириденко написал статью на тему убитых фасадов зданий в городе и что с ними делать. Публикуем ее целиком.


В связи с последней резонансной новостью про обшивку вентфасадом бывшего кинотеатра «Родина» эта тема как никогда актуальна. Я выступил крайне против такой переделки, потому что выглядит это ультрадешево, убого, неоригинально, глупо и уничтожает уникальность города. С учетом того, что фасад был в абсолютно приемлемом состоянии.

Большинство горожан, естественно, поддержали мою инициативу, но и нашлись 10% людей с мнением, что это не страшно, а наоборот, хороший ремонт, «что такого, что там будет — KFC?», «надоел вспоминать несчастный кинотеатр» и так далее.

А теперь самое главное: разговор не о том, что активисты против KFC, бутика или даже «Магнита». Не о том, что будет внутри. Это нормальное явление, что собственник или арендатор здания может смениться. Разговор о том, что будет снаружи. А именно об отделке уродливым пластиком кинотеатра советской эпохи, с которым у многих людей связано немало теплых чувств, который уже являлся историей города. А каждому жителю важно визуально «общаться» с городом, с его архитектурным и историческим наследием. Поэтому по проекту была реставрация здания в его первоначальном виде, а не реставрация методом обшивки пластиком, как любой сетевой магазин.


Многие предприниматели таким образом пытаются привлечь внимание к своим магазинам и офисам
Фото: Игорь Свириденко


Урбанисты уверяют, что так делать нельзя, потому что это портит облик города
Фото: Игорь Свириденко


Разве нельзя открыть ресторан или магазин без отделки этим дешевым материалом? Разве не будет видно, что это KFC или «Магнит»? Или, может, вы можете себе представить, что данное кафе зашло в Амстердам, Вену или Питер и начало обшивать пластиком здания в этих городах под себя? Здесь ответ очевиден: это происходит из-за лени ответственных органов управления города Ярославля. Если такое мракобесие позволяется и молча поощряется сверху, любая контора, будь то KFC, «Магнит» или частный адвокат, покрасит здание или этаж, как хочет, шлепнет любого размера и цвета вывеску, по сути, изуродует здание, как хочет. За этот бардак никто никого не наказывает, потому что нет ответственных, и складывается ощущение, нет дела до красоты или какой-то эстетики города. Вы пройдите по улицам, посмотрите, какой бардак творится на коммерческих первых этажах и как уничтожается облик города. И всем наплевать, перед федералами за это отчитываться не надо, поэтому к чему заморочка?

Часто предпринимателям кажется, что большая яркая вывеска позволит привлечь внимание большего количества покупателей. Но стоит появиться одной такой вывеске — и рядом появляются другие такие же или даже более яркие и крупные. Однако это правило работает и в обратную сторону: аккуратная лаконичная вывеска при определенных условиях тоже может стать примером для подражания со стороны соседей. Именно для этого существует четкий дизайн-код, который существует достаточно во многих городах России, менее исторически важных, менее древних, менее туристических, но всё равно существует. Кроме Ярославля!



Что же даст дизайн-код Ярославлю?

Первое: запретит перекрашивать первые этажи кому как вздумается. А уж тем более обшивать вентфасадом или профнастилом. А значит, сохранит в первозданном архитектурном виде исторические здания, коими так славится Ярославль.

Второе: регламентирует общий размер, дизайн и даже колористику (мне больше импонирует черно-желтый — стильно и под герб) рекламных вывесок. А значит, избавляет глаза от визуального мусора, приводит в порядок фасад и делает его значительно красивее.

Но дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга, остановочных комплексов и заканчивая городской туристической навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает ее удобной для жителей и гостей города. Мы недооцениваем дизайн-код. Если у Ярославля будет интересный и оригинальный дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Дизайн-код может распространяться и на малые архитектурные формы, озеленение и другие вещи. При введении в городе подобных правил нельзя будет поставить, например, рядом с памятником архитектуры вульгарную конструкцию, портящую впечатление от него. Историю можно и нужно подчеркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.

Почему в Ярославле до сих пор нет четкого регламента, когда он так необходим? Скорей всего, из-за лени, нехотения от нерентабельности для самих же себя, боязни перемен и негодования бизнеса. Всё это крайне печально. Но если провести грамотную работу с бизнесом (для чего это всё делается, зачем это нужно, какую пользу бизнесу принесут эти реформы), то всё гораздо упростится. Естественно, кто самовольно закрасил первые этажи и испоганил внешний вид здания, заставлять приводить их в порядок.

В Ярославле можно вводить дизайн-код поэтапно. С нескольких центральных улиц (я бы начал с проспекта Толбухина, Комсомольской, Ушинского, Первомайской). Дабы реформу проводить плавно и показывать эффект улучшения критикам-бизнесменам и жителям наглядно, если такие появятся. Что насчет вывесок, то можно проработать свой ярославский дизайн (как жаль, что Рыбинск «запатентовал» имперский шрифт вывесок, где даже «Магнит» пошел навстречу). Свой код можно разделить по географии, разделяя по районам (центральный-исторический, промышленный, спальный, зеленый-Заволжский). Самое главное — закрепить дизайн-код законодательно. Просто сделать рекомендацию «вот так было бы хорошо» — в нашем городе вряд ли будет работать. Это должно быть именно требование, подкрепленное регламентом.


Автор
Игорь Свириденко историк, эксперт по городской среде
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе