Ложка арта в бочке спорта

Люди искусства с успехом используют лондонскую Олимпиаду в своих целях.

Надувной Стоунхендж не сразу отличишь от каменного. Фото: criticalmob.com

Завтра, 27 июля, в 8.12 сонные жители Британских островов будут разбужены, пожалуй, самым масштабным музыкальным флешмобом в человеческой истории. По нехитрой задумке модного художника Мартина Крида (таков его опус № 1197), все колокола и колокольчики Британии должны будут в течение трех минут приветствовать Олимпиаду.

Звонить полагается «как можно быстрее и громче», что в случае антикварных церковных колоколов представляется весьма опрометчивой инструкцией. Тем не менее даже главный оплот английского традиционализма — старик Биг-Бен — подключится к тусовке и выдаст за три минуты чуть больше 40 сверхурочных ударов.

Колокольный флешмоб — одно из 12 тыс. мероприятий, входящих в программу London 2012 Festival, грандиозного мультикультурного околоолимпийского праздника. Пожалуй, самое любопытное в идеологии этой «культурной Олимпиады» — практически полное игнорирование спортивной тематики. Люди искусства попросту воспользовались вниманием, которое планета нацелила на британские острова, и решили оттянуться по полной.

Генеральная идея фестиваля, который продлится до последнего дня Паралимпиады и объединит 25 тыс. артистов из 204 стран, — вернуть зарвавшееся современное искусство на улицу, к природе, в людские массы.

По всей стране путешествует надувной Стоунхендж в натуральную величину работы Джереми Деллера, в то время как к настоящему Стоунхенджу впервые подпускают устроителей лазерных шоу. Йоко Оно проводит интерактивную инсталляцию #smilesfilm: по замыслу вдовы Джона Леннона, оптимисты всей планеты должны размещать в соцсетях свои улыбки с вышеприведенным хештегом, из которых Йоко потом смонтирует полноценный фильм.

Большой британский вояж совершает танцтеатр Пины Бауш. В Кардиффе многочисленные активисты запасаются терпением, чтобы установить мировой рекорд по продолжительности индийского танца. Воздушные акробаты парят над куполами четырех крупнейших соборов Соединенного Королевства, изображая, как писал советский прозаик Иван Уксусов, «ангелов в натуральную величину».

Из Лондона в Эдинбург неторопливо плывет баржа с комедиантами, устраивающими импровизированные спектакли. А по лондонским каналам дрейфует лодка с «Совенком и кошечкой» — детской оперой по мотивам Эдварда Лира. На суше вам тоже не дадут покоя: 50 артистов в обычной городской одежде ходят по тихим переулкам и цитируют Шекспира с целью «внедрить язык поэта в обыденную жизнь».

В театре Ковент-Гарден уже прошел бомж-перформанс «В один голос»: бездомные артисты выступили в знак несогласия со всеобщей практикой выселения бомжей из города на время Олимпиады (Лондон попытался эту традицию сломать).

Зато задача выгнать на улицу британских домоседов как раз входит в цели организаторов. Для этого они во всю используют принцип secret locations: место ожидаемого арт-события держится в тайне до последнего момента. Чем больше ходишь, тем больше вероятности нарваться на актуальное искусство.

Из тех тайн, что все-таки раскрыли заранее — по улице с говорящим названием Эксибишн роуд скоро начнет курсировать интерактивная выставка: скульптуры с живыми пчелами, оркестр на велосипедах, подлинный метеорит и прочие музейные ветхости.

В августе и сентябре Лондон накроет добром: сначала пройдет уличный 3D-фестиваль «Не вижу зла», а напоследок — концерт Peace One Day сэра Элтона Джона, который через свои розовые очки тоже явно не зло разглядывает.

Тех чопорных снобов, что предпочитают сомнительным уличным удовольствиям комфортабельные кресла Королевской оперы, Альберт-холла или театра «Глобус», тоже ждет пиршество духа. Грандиозный шекспировский фест объединит несколько сотен спектаклей, в том числе 55 мировых премьер. Из России на Вильяма нашего Шекспира замахнулись Театр Вахтангова («Мера за меру») и Лаборатория Дмитрия Крымова («Сон в летнюю ночь»).

Британская библиотека, подготовившая выставку «Британия пишущая», расщедрилась на то, чтобы показать самое сокровенное: рукопись «Гарри Поттера» госпожи Роулинг, блокноты The Beatles и автографы Диккенса.

Неохватный список музыкальных мероприятий поражает прежде всего удельным весом академической музыки: порядка 80% концертов отдано именно классике, к которой подданные британской короны были неравнодушны всегда, по крайней мере с XVII века. Погреться у олимпийского огня приезжают Бернард Хайтинк и Мюрей Перрайя, Даниэль Баренбойм и Джон Адамс, сэр Саймон Рэттл и Риккардо Шайи, Шарль Дютуа и Пьер Булез.

Участвуют в London 2012 Festival и все трое российских дирижеров, захвативших лучшие оркестровые коллективы Альбиона, — Валерий Гергиев, Владимир Юровский и Василий Петренко.

Поддавшись общему актуально-авангардному настрою, треть академических программ музыканты составили из сочинений конца XX — начала XXI века. Одной из кульминаций фестиваля обещает стать мировая премьера оперы «Среда» из грандиозной гепталогии Штокхаузена — с оркестрами, хорами и знаменитым струнным квартетом, рассаженным по четырем парящим над Темзой вертолетам.

В общем, истинному меломану в этот мертвый сезон не найти места лучше, чем Лондон. Главное — не отвлекаться на всю эту спортивную суету.

Ярослав Тимофеев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе