– Хорошо помню этот день, – рассказывал Герман Дмитриевич. – Я занимался на кухне с птицами, чистил клетки, мать тут же стирала белье в старинном деревянном корыте, оставшемся еще от бабушки. Вдруг – звонок. Мы открыли дверь и глазам своим не поверили: перед нами стояла улыбающаяся Любовь Орлова. С нею были еще двое мужчин. «Здравствуйте! – сказала Орлова звонким, певучим голосом, хорошо нам известным по очень популярным тогда кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», только что вышедшей на экраны страны комедии «Волга, Волга». – Мы здесь жили когда-то… Можно зайти?» Ошеломленные, мы молча посторонились, пропуская кинодиву со спутниками в свою квартиру. Вихрем помчалась она из прихожей в комнаты.
«Здесь располагался кабинет папы, он работал главным бухгалтером на строительстве железнодорожного моста через Волгу… Тут стоял его письменный стол», – начала показывать Орлова хозяевам и спутникам. Она вспомнила про белые резные двери с блестящими медными ручками, которые в детстве любила царапать ногтем. «Ох, и ругали же меня за это отец с матерью! – засмеялась гостья. Вскоре она ушла, оставив пригласительный билет на свой концерт в помещении театра имени Волкова, который состоялся в рамках ее гастролей по волжским городам. На эти гастроли Орлова и приехала тогда в наш город.
Ну, а есть ли документальные свидетельства пребывания Орловой в Ярославле? Оказывается, есть. В конце 80-х годов ХХ века сотрудники научно-исследовательской группы по изучению исторической застройки старинных улиц города обнаружили в нашем областном архиве квартирные ведомости Ярославской городской управы за 1910-е годы, где в числе других жильцов центрального здания усадьбы Матвеевских обозначена семья «конторщика по постройке моста» (так сказано в документе) Петра Орлова. Вместе с женой и двумя дочерьми он занимал 6 комнат на первом этаже.
Отец Любови, Петр Федорович Орлов – потомок тверской ветви Рюриковичей – был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Льва Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. Служил сначала по военному ведомству, потом в Министерстве путей сообщения. Железнодорожный мост через Волгу в Ярославле начали строить в 1910 году. Тогда же П.Ф.Орлов переехал сам и перевез в Ярославль семью – жену с детьми, восьмилетней Любочкой и старшей ее сестрой Нонной. Первый состав по новому мосту прошел 21 февраля 1913 года, в день 330-летия Дома Романовых. Этот мост – тот, что с полукруглыми фермами, – стоит и сегодня. Второй, с прямоугольными фермами, построили позже, уже в советское время.
…«Все, как было. Только папы уже нет», – эти грустные слова великой актрисы, сказанные ею на прощание, навсегда запомнил Герман Дмитриевич Майоров, как запомнил и весь облик Любови Петровны, светящейся волнением от встречи с домом своего детства.
Ярославцы помнят Любовь Орлову. В 2002 году, когда страна отмечала 100-летие со дня рождения актрисы, самодеятельный ярославский поэт Даниил Хмелев написал посвященную ей песню «Вас любить не диво, право…». Музыку к ней сочинила известная ярославская пианистка Наталья Баюрова.
Юрий БЕЛЯКОВ
Страницы жизни
Любовь Орлова родилась 29 января (11 февраля) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Ее отец, Петр Федорович Орлов, служил в военном ведомстве. Мать, Евгения Николаевна Сухотина, происходила из старинного дворянского рода. Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали ее в музыкальную школу. В 1919-1922 годах Любовь Орлова училась в Московской консерватории по классу рояля. После окончания Московского театрального техникума в 1926 году она была принята хористкой в Музыкальную студию при МХАТе имени В. И. Немировича-Данченко.
В 1932 году роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора и сделала солисткой. 1926-1930 годы – брак с Андреем Берзиным (1893-1947/8 гг.), заместителем Наркома земледелия. В 1930 году А. Г. Берзин арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1938 году повторно арестован и заключен в ГУЛАГ. 1932-1933 годы – гражданский брак с Францем, австрийским предпринимателем, импресарио. Точных сведений о нем нет. В 1933 году состоялась встреча с Григорием Васильевичем Александровым (Мормоненко), которая сыграла решающую роль в ее дальнейшей судьбе (была его женой, снималась в его фильмах).
Становление и стремительный подъем советского кинематографа в 1930-х годах немыслим без участия Л. П. Орловой. Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Орлова на протяжении многих лет была примадонной советского киноэкрана, выгодно отличаясь от конкурирующих с ней киноактрис первого плана – Л. Н. Смирновой, М. А. Ладыниной – изысканной аристократической внешностью и ухоженностью.
Умерла в 1975 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок №3). На доме, где в 1965-1975 жила Орлова (Большая Бронная улица, 29), – мемориальная доска.
Караван-Рос