Чиновники сделали из инвалидов заключенных

Действующее законодательство уже более пятнадцати лет обязывает застройщиков учитывать в проектах жилых домов интересы инвалидов. Несмотря на это, жилые дома продолжают сдаваться в эксплуатацию даже без намека на соблюдение интересов людей с ограниченными возможностями.

Максим, 33-летний инвалид-колясочник, согласился рассказать "Провинции. Ру" о том, как непросто выживать в городских условиях людям, которые вынуждены передвигаться только при помощи друзей. Яроcлавец на личном примере решил показать несостоятельность российского закона в отношении инвалидов.


В дверях квартиры на первом этаже дома, где проживает Максим, нас встречают двое крепких ребят. Они просят немного подождать, так как собраться на улицу инвалиду не так-то просто. Через несколько минут в коридоре появляется Максим. Он спокоен, улыбается. Договорившись о маршруте движения, мы в сопровождении друзей Максима покидаем квартиру.


К невысокой лестнице, ведущей к выходу из подъезда, приварены рельсы. Такой подъем для детских колясок сделали сами жильцы. От конца рельс до стены – один шаг. Инвалид по ним съехать не сможет: высота для разгона достаточна и последующее столкновение со стеной неизбежно. Алексей и Игорь, друзья Максима, поднимают инвалидное кресло и на руках выносят своего друга из подъезда.


– Ну, как специально, – смеются. – Наверное, кто-то узнал, что вы приедете. Машин нет.


Оказывается, выйти из подъезда – это не единственная трудность для инвалида-колясочника. Чтобы покинуть двор, Максим вынужден объезжать припаркованные в месте пологого съезда машины. Не задумываясь, хозяева оставляют их прямо перед дверью.


Собьют, не собьют – дело случая


Мы решили добраться до администрации Заволжского района и посмотреть, сможет ли Максим самостоятельно попасть в здание. Путь наш лежал практически по всей Красноборской улице, вернее, по ее проезжей части.


Если обратить внимание на тротуары в Ярославле, то тут же бросится в глаза, что находятся они чуть выше дорожного полотна и отделены от дороги бордюрами. Их высоты более чем достаточно, чтобы инвалидная коляска не смогла преодолеть препятствие. Выходит, кроме обочины, иного пути куда бы то ни было для Максима нет.


– Да что о дорогах говорить, когда из квартиры не выйти? Куда я только ни писал – в прокуратуру, в Правительство области, даже в правительство страны, но ответы приходили однотипные. Мне сообщали, что обращение зарегистрировано и отправлено на рассмотрение в правительство Ярославской области. Господин Мамонтов, глава нашего района, приходил сам, посмотрел, головой покачал и предложил продлить рельсы на лестнице. Ответом было предложение самому сесть в коляску и попробовать съехать. Глава администрации почему-то отказался.


Стереотипы нужно менять


Максиму 33 года, он индивидуальный предприниматель. Две торговых точки, которыми он владеет, кормят его самого и родителей. Максим водит машину и старается передвигаться по городу на ней – если, конечно, может до нее добраться.


– Норма, сам закон, по которому должен быть обеспечен нормальный выезд из дома для инвалидов, существует с 1995 года, но как она исполняется, видно на примере моего подъезда. Добиться чего-то от чиновников крайне сложно. Просто всем на все наплевать. Почему-то сложился стойкий стереотип, что у инвалидов и головы нет, и нужно им дома сидеть постоянно, живя на государственные пособия. Это не так! У меня есть знакомые молодые инвалиды, которые не могут квартиру покинуть. Иногда я приезжаю к ним с друзьями, чтобы они могли хоть на прогулку выйти.


Почему инвалидам отказано даже в элементарных условиях, понять невозможно. Государственные программы, о которых так любят говорить на всех уровнях, самим инвалидам тоже не приносят облегчения. Разговоры разговорами, а у продуктового магазина, ближайшего к дому Максима, лестница в несколько ступенек – и ни намека на пандус.


Администрация ТСЖ не указ


Максим хотел сделать пандус от своего собственного балкона на первом этаже, подготовил проект, но и тут не заладилось. Его дом управляется товариществом собственников жилья, и только с согласия жильцов можно позволить себе подобные ухищрения, причем за свой счет.


– Наш председатель, Марина Васильевна, сказала мне, что сделать пандус мне позволят только при стопроцентном согласии собственников квартир. Позже выяснилось, что один из моих соседей сверху категорически против таких новшеств. Я его даже знать не знаю и причин его поведения не представляю. В итоге даже за свой счет я не могу организовать себе нормальный выход. Администрация предложила все вопросы решать с ТСЖ, вроде как местные власти без «товарищей» решить вопрос не могут.


Вход есть, а войти никак


Наконец, мы достигли здания администрации. Пришлось его объехать, чтобы найти удобный подъезд. Первое, что бросилось в глаза  – лестница, довольно высокая и крутая. Специальный подъем для инвалидов обнаружился с левой стороны. Мы решили попробовать, сможет ли Максим попасть к дверям.


Хотя визуально спуск казался достаточно пологим и удобным, на деле потребовалось серьезное усилие, чтобы завезти коляску наверх. Заболели руки, заболела спина. И это у здорового человека, у сопровождающего! Сам Максим не смог бы подняться, даже если бы включил электромотор своей коляски: слишком высока вероятность не удержаться на узкой площадке у входа и скатиться вниз.


Несмотря на то, что изначально у нас было запланировано и посещение торговых центров, где все же есть удобный въезд для инвалидов, и обычных магазинов, и еще нескольких зданий, мы с Максимом расстались после похода к администрации. От прогулки по нашим дорогам, нашим тротуарам, да и от подъемов к нашим властям пришлось отказаться.


Очень жаль, что у наших властей, несмотря на все заверения, не хватает сил или времени, или чего-то еще более важного для того, чтобы просто решить проблему, просто действовать по закону или хотя бы позволить Максиму самому исправить ошибки в проекте его дома.


Анна Поваго


Караван-Рос


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе