Бронзовая очередь

«Не надо лезть»: автор памятника Калашникову ответил на критику Макаревича.

Не успел в Москве открыться памятник Михаилу Калашникову, выполненный Салаватом Щербаковым, как вокруг него разгорелась дискуссия со скандальным привкусом — Андрей Макаревич назвал памятник «бездарным» и «уродливым». «Газета.Ru» вспомнила других скульпторов и их работы, которые вызывали жаркие дискуссии.

В Москве на пересечении Садового кольца и Долгоруковской улицы, недалеко от Оружейного переулка, был открыт памятник советскому и российскому конструктору-оружейнику, создателю знаменитого на весь мир автомата Михаилу Калашникову. Памятник скульптора Салавата Щербакова представляет собой восьмиметровую фигуру Калашникова, который держит АК-47; инициаторами установки стали Российское военно-историческое общество, Мосгордума и корпорация «Ростех».

Министр культуры и председатель РВИО Владимир Мединский на церемонии открытия назвал Калашникова «настоящим культурным брендом России».

Правда, если саму идею установки памятника Калашникова (и даже выбранное место) никто не критиковал, художественные достоинства скульптуры уже вызвали сомнение. Так, музыкант Андрей Макаревич на своей странице в фейсбуке хоть и высказал сомнение в том, что созданное Калашниковым оружие защищало рубежи Родины, но согласился с тем, что памятник имеет право на существование.


«Но почему такая бездарная, уродливая скульптура? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет.

Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?», — написал Макаревич.



Андрей Макаревич
19 сентября в 9:09 · 
Ну хорошо. Памятник Калашникову. Пусть нам будет чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, получатся миллионы. (Хотя вот что интересно - войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? В Афганистане? В Грузии? В Украине? В Африке?)
Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?


PS. Удивительные люди в ФБ. Пишу спустя сутки после этого поста. Первые 10 комментариев ещё как-то относятся к тому, что я имел в виду, потом тема расплывается и уже начиная с двадцатого хаос побеждает окончательно - каждый кричит о своём и все забыли о чём речь. Ребята! вы повнимательней читайте, что ли, а то неудобно за вас. Я уж и так главную мысль большими буквами печатаю - не помогает!


Щербаков в ответ напомнил, что никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора о том, как он станцевал или спел. «Это профессия, и не надо в нее лезть», — приводит RT слова скульптора. Щербаков добавил, что обычно профессионалы ведут себя скромно и не абсолютизируют все как истину в последней инстанции. Он сказал, что многим людям скульптура Калашникова нравится — не уточнив, правда, кого конкретно он имеет в виду.

«Газета.Ru» вспоминает другие установленные в Москве памятники известных скульпторов, которые многие москвичи хотели бы снести.



Салават Щербаков


Татьяна Белякова/ТАСС


Салават Щербаков много работал в жанре монументального портрета — он делал памятники Сергею Королеву, архитектору Владимиру Шухову и даже Павлу Мельникову, первому министру путей сообщения времен царской России. В 2010-е Щербаков работал в мемориале на Поклонной горе (памятник Воинам-интернационалистам), в 2014-м в Александровском саду встала его статуя императору Александру I.

Наибольшую известность скульптор получил во время протестов против памятника князю Владимиру Великому;

проектировал эту скульптуру архитектор из мастерской Щербакова — Василий Данилов, она победила в конкурсе, проведенном Российским военно-историческим обществом, и первоначально 24-метровый памятник планировали поставить на смотровой площадке Воробьевых гор. Но на князя ополчился Гагаринский муниципальный совет, затем вмешались геофизики, которые сообщили, что при установке такой фигуры холм может просесть, а сам князь-креститель — упасть в Москву-реку. После почти двух лет согласований высота Владимира уменьшилась до 18-и метров (вместе с постаментом), а поставили его на Боровицкой площади — после долгих согласований с ЮНЕСКО.



Георгий Франгулян


Екатерина Чеснокова/РИА «Новости»


Стоит признать, что именно художественное решение скульптур Франгуляна вызывало у москвичей меньше всего споров. Одна из самых заметных и резонансных работ — памятник Иосифу Бродскому — была почему-то установлена на Новинском бульваре, напротив американского посольства. Такой выбор места вызвал самые разные толкования — вплоть до самых, так сказать, непатриотичных: мол, не зря изгнанный из страны поэт смотрит в окна американского посольства…


Некоторое недопонимание вызвала скульптурная группа из 12 плоских фигур, на фоне которых трехметровый поэт выделялся объемом и задранной в небо головой.

Среди других вариантов, предлагаемых москвоведами и литературной общественностью, была и воспетая в «Рождественском романсе» Ордынка (поэт там бывал у Анны Ахматовой, жившей в доме Ардовых). Стоит заметить, что Франгулян подарил памятник городу — благодаря этому презенту Москва в деле увековечивания русского литературного нобелиата обогнала родной для Бродского Петербург. Свои сторонники и противники были и у другого заметного памятника — Булату Окуджаве на Арбате, однако однозначного негатива скульптура ни у кого не вызвала. Сейчас Франгулян готовится к открытию своей самой масштабной работы — памятника жертвам сталинского террора.



Александр Рукавишников


Александр Поляков/РИА «Новости»


Плодовитый скульптор и известный педагог, как и Георгий Франгулян, никогда не сталкивался с тотальным неприятием своих работ, как Щербаков и Церетели. Его работы заметны в городе — в Брюсовом переулке можно видеть играющего на виолончели Мстислава Ростроповича, у цирка на Цветном бульваре дети и взрослые фотографируются в бронзовом автомобиле, из которого выходит основатель цирка Юрий Никулин.

Единственный «горячий» случай связан с желанием скульптора увековечить память Михаила Булгакова на Патриарших прудах.

Художник задумал целую скульптурную группу огромного размера: рядом с площадкой и памятником «дедушке Крылову» должны были установить фонтан в виде сломанного примуса, в пруду — удаляющихся Мастера и Маргариту, у входа на скамейке — самого Булгакова, подпирающего висок рукой. Местные жители (и в нынешние времена неоднократно заявлявшие о себе как об очень сплоченном сообществе) оказались резко против такой «застройки», пожелав — через местный Пресненский муниципальный совет — оставить ансамбль прудов в историческом виде. Персонажей скульптурной группы расселили по городу: Мастер и Маргарита теперь едут в пробке на Земляном валу, кот Бегемот встречает во дворе дома по историческому адресу Большая Садовая, 302-бис, а задумавшийся писатель в виде небольшого макета ждет посетителей на выставке в «нехорошей квартире» номер 50 в «булгаковском» доме номер 10 по Большой Садовой.



Зураб Церетели


Парк искусств «Музеон» и памятник Петру I в Москве, 2016 год 
Илья Питалев/РИА «Новости»


Зураб Церетели, пожалуй, самый известный из современных отечественных скульпторов, его скульптуры находятся во многих странах мира — например, в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции и Японии. Но известность его, по большому счету, скандальная — во всяком случае, среди москвичей. В 1997-м он получил прозвание «придворный скульптор Лужкова» — после установки огромного, 98-метрового Петра I на искусственном острове недалеко от Кремля (официально — «В ознаменование 300-летия российского флота»). Церетели обвиняли в том, что вместо первого императора России он установил так и не купленный США или Испанией памятник Колумбу, а через 13 лет, когда Юрий Лужков покинул пост мэра Москвы, новая власть (в лице и.о. мэра Владимира Ресина) обещала подумать о переносе статуи. Впрочем, эта инициатива развития не получила, и Петр стоит на стрелке Москвы-реки и обводного канала до сих пор. Потом Церетели участвовал в восстановлении Храма Христа Спасителя, его до сих пор критикуют за оформление обновленной Манежной площади. Но не все свои проекты Церетели смог реализовать — например, в 2009-м руководство Соловецкого музея-заповедника отказалось от идеи стометровой статуи Иисуса Христа.

Автор
Алексей Володин, Иван Акимов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе