Свято-Введенский Толгский Женский монастырь

В последние годы на ярославской земле, по милости Божией, воздвигаются храмы, восстанавливаются монастыри, созданные некогда руками православных. Это места великих подвигов и высокой духовной жизни святителей, иноков, праведников и мучеников, ради молитв которых Господь посылает нам сегодня обильную благодать.

"Толгская обитель - редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг... Эта величественная Волга как будто для сей Царицы катит свои воды; этот златый храм (Введенский) как будто среди небес для Нее воздвигнут, эти огромные кедры, увенчанные царскими коронами, как будто Ее царственную возвещают славу..."

Из письма преосвящ. Иринея преосвящ. Иннокентию 1 апреля 1848г.

Свято-Введенский Толгский Женский монастырь

    "...Светися, славный граде Ярославле, обретая близ себя обитель сию, яже на Толге..."

Стихира на литии

    Пройти путь длиной в тысячу лет непросто и нелегко.
    Пройти без передышки, не прекращая служения Богу
    ни на один день.

Ярославль. Толга    Ростово-Ярославская земля совершила трудный, просветляющий и очищающий души подвиг, пронеся сквозь столетия Божественное учение Господа нашего Иисуса Христа, и в наше время она продолжает вносить заметный вклад в духовное возрождение России.

    Древний русский город Ярославль упоминается в летописях с 1010 года. Основан он был великим князем Ярославом Мудрым, просветившим обширный языческий край светом христианской веры, разливающимся и на все последующие века.

    Много бурь прошумело над древней землей. Она слышала призывный гул вечевого колокола, страдала от княжеских междоусобиц, пережила набеги татар, нашествие поляков, принимала московских беженцев в 1812 году, ожидала тревожных вестей с фронтов Великой Отечественной войны, ощутила всю горечь безвременья, когда во святых местах царила "мерзость запустения" и наконец своими подвигами приблизила дни светлого торжества.

    В последние годы на ярославской земле, по милости Божией, воздвигаются храмы, восстанавливаются монастыри, созданные некогда руками православных. Это места великих подвигов и высокой духовной жизни святителей, иноков, праведников и мучеников, ради молитв которых Господь посылает нам сегодня обильную благодать.

    С одной из возрождающихся святынь Ярославля, известной всей православной Русской земле, чудным Промыслом Божиим сохранившейся, и знакомит нас многовековая история.

 

Ярославль. монастырь

   "Дней светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице..."

Тропарь Толгской иконе Божией Матери

    Основанием Толгского монастыря послужило дивное явление, и сама обитель щедро взыскана милостями Божией Матери.

    По преданию, обитель основана в 1314 году епископом Ростовским Трифоном (до пострижения в схиму Прохор; 1328) в княжение святого Давида Феодоровича Ярославского.

    Объезжая владения своей обширной епархии и утверждая людей в вере и благочестии, святитель Трифон возвращался из Белозерского края в град Ростов. С наступлением ночи в шести верстах от Ярославля была сделана остановка на правом берегу Волги. В полночь епископ пробудился от необычайно яркого света, озарявшего всю окрестность. Свет исходил от чудного огненного столпа за рекой. Оставив ложе, святитель в благоговейном трепете взял жезл и один, в ночной тишине, шествуя по зримому мосту, которого еще накануне не было, поспешил к месту чудесного явления.

{mospagebreak}

    Изображение чудесного явления Толгской иконы Божией Матери. Гравюра XIX века.

Таинственный свет в ночи исходил от высоко стоящей в воздухе иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Пораженный видением, святитель долго молился перед новоявленным лучезарным образом. Возвратившись, он по своему глубокому смирению решил утаить явленное ему чудо.

    Наутро, собираясь в дальнейший путь, спутники святителя заметили странное исчезновение посоха, который вчера был поставлен у изголовья архиерейского ложа.


    Святитель, вспомнив о забытом на том берегу жезле, уразумел волю Божию, повелевшую ему открыть тайну своим спутникам.

    На месте явления чудотворного образа он "нача своима рукама сещи лес (так говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы) и очищати место оное и готовити древа на церковь малу..." Как принято было на Руси в старину, в память чудесного явления срубили обыденный (построенный в один день) храм, и уже к вечеру епископ благоговейно внес в него святую икону. Церковь ту епископ Трифон посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы. Установил 8/21 августа (н.с.) празднование явления иконы и, "поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители".

    Образ Матери Божией получил название "Толгский" - от протекавшей вблизи речки Толги, впадавшей в Волгу.

    Пресвятая Богородица изображена на иконе наклонившей Свою главу к Сыну и Богу, и правая Ее рука протянута к Нему как бы с мольбою, а Богомладенец с нежностью приблизил Свой лик к ланите Богоматери, обнимая Ее за шею правою рукою. Так наглядно показывает святая икона непрестанные моления Богородицы к Господу нашему Иисусу Христу за всех, просящих Ее заступления, и беспредельную любовь Сына Божия к Его Пречистой Матери.

    Явленная святителю Толгская икона ныне находится в Ярославском художественном музее.

"Радуйся, силою Твоею Божественною силу естества огненною победившая. Радуйся, сетование на ликование преложившая..."

Из акафиста Толгской иконе Божией Матери

    Протекли века, пока место это, покрытое некогда дремучим лесом, не заселилось - и не просияло по всей Русской земле.

    Небольшая обыденная церковь, хранившая в себе бесценное сокровище - явленную икону Божией Матери, три-четыре келлии и деревянная ограда вокруг - так выглядела вначале обитель, основанная, как и знаменитые Троице-Сергиева и Киевская Лавры, не золотом и серебром, но подвигом и молитвою.

    Прошло почти столетие - и ее постигло тяжелое испытание: "Попусти Бог сожженней быти и вси яже суть церковные вещи, иконы, книги, сосуды и украшения, вся пояде огонь и ничтоже остави", - так говорится в старинной книге, повествующей о чудесах Божией Матери.

    С великой скорбью смотрели иноки на бушевавшее пламя, полагая, что явленная икона уничтожена огнем. Но святой образ невидимою рукою был восхищен от огня и вскоре найден в дубраве, на ветвях дерева.

    С радостным пением приняли иноки как бы вторично явленную миру святую икону. На месте нового обретения был поставлен точный список, и неугасимая лампада засветилась пред ним.

    Прославленная новым чудом, обитель после пожара восстала обновленною и украшенною.

{mospagebreak}

    Многочисленные чудесные знамения, увеличивая ее славу, привлекали в монастырь все более и более монашествующих.

    

Ярославль    "Елицы тогда бяху в народе недужнии ecu исцеление прияша благодатию Пречистмя Боюматере".

Святитель Димитрий Ростовский

    Царица Небесная приняла под Свой покров избранное место, изливая чрез Свою святую икону чудесные исцеления.

    Через семьдесят восемь лет по устроении обители, в 1392 году, при игумене Германе, явилось поразительное чудо, после которого икона Богоматери стала называться мироточивой.

    За утренним богослужением, при возгласе священника: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим", - от правой руки Богоматери истекла струя мира, наполнив храм благоуханием. После окончания службы, во время благодарственного молебна пред образом, когда иноки запели: "Владычице, приими молитвы раб Твоих", от левой ножки Богомладенца истекла другая струя благоухающего мира. Оно оказалось целебным. "Елицы бо тем миром помазовахуся, - свидетельствует святитель Димитрий Ростовский, - одержимии какими-либо недугами, абие здравие получаху".

    Из множества чудотворений от явленной иконы Божией Матери следует упомянуть в первую очередь об исцелении царя Иоанна Грозного. В 1553 году, по пути из Кирилло-Белозерского монастыря в Москву, он посетил Толгскую обитель, желая избавиться от болезни ног. Иоанн Грозный умилился душою при виде славного образа, который, по выражению древней рукописи, "яко светом его осияваше". С верою и горячей молитвой приложился царь к чудотворной иконе и тотчас почувствовал, как его ноги укрепились.

    С великой радостью государь воздал хвалу Богоматери и возложил на икону оклад "от злата, и серебра, и бисера, и камения многоценна".

    Святая икона прославилась поразительными исцелениями не только в Ярославле, но и в Москве.

    Так, некий москвич Симеон, страдавший тяжкой головной болезнью, как об этом говорится в монастырской летописи, получил во сне повеление идти к Толгской иконе и после молитвы перед ней совершенно исцелился.

    Множество чудес, засвидетельствованных очевидцами, записано в монастырских летописях: разрешение неплодства, исцеление глухих и увечных, спасение утопающих, даже воскресение мертвых, например сына московского вельможи Никиты.

    А сколько чудес осталось миру неведомыми!

    Матерь Божия Своей благодатью даровала и составителю акафиста, помещику Андрею Федоровичу Ковалевскому, проживавшему в с. Высочиновка Харьковской губернии, чудесное исцеление от мучительной болезни.

    Воистину, по слову акафиста, "возсия нам на Толге немерцающая заря великих чудес, икона Твоя Божественная"!

{mospagebreak}

    "Толгская обитель - редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг... Эта величественная Волга как будто для сей Царицы катит свои воды; этот златый храм (Введенский) как будто среди небес для Нее воздвигнут, эти огромные кедры, увенчанные царскими коронами, как будто Ее царственную возвещают славу..."

Из письма преосвящ. Иринея преосвящ. Иннокентию 1 апреля 1848г.

      Издавна Толгская обитель славилась своими замечательными в архитектурном отношении строениями.

    Четыре монастырских храма, увенчанные множеством глав с сияющими куполами и крестами, и парящая над ними стройная высокая колокольная, белеющая на горизонте, еще издали приковывают к себе взоры путешествующих по Волге.

    Примыкающие к монастырю с одной стороны вечнозеленая кедровая роща, с другой - здание монастырской гостиницы, выходящее на монастырский двор, дополняют общую картину обители.

    Промысл Божий в разное время посылал Толгской обители в лице ее настоятелей людей мудрости и веры, горячей любви и ревности к славе и процветанию монастыря.

    К сожалению, мы не знаем, кто был первым настоятелем основанной епископом Трифоном обители. До нас дошли имена лишь двух игуменов XIV - XVI вв. - Германа и Ионы.

    При игумене Германе 16/29 сентября (н.с.) 1392 г. совершилось чудо истечения мира от чудотворного образа Толгской Богоматери. Такая благодать, дарованная милостью Божией, свидетельствует о строгой подвижнической жизни иноков и их настоятеля. Игумен Герман первый начал вести запись чудес и исцелений, исходивших от явленной иконы.

    С 1578 - 1602 гг. Толгский монастырь возглавлял игумен Феодосии. Известный своей деятельностью по благоустройству обители, он соорудил первую каменную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Девы. При нем были выкопаны пруды и устроен монастырский сад. Знаменитые кедры - памятник трудов и разумных распоряжений Феодосия, впоследствии архиепископа Астраханского.

    В начале XVII столетия, в Смутные времена, когда над Русью пронеслась страшная буря лихолетья, Толгская обитель подверглась грозному нападению.

    8/31 мая (н.с.)1609 года польско-литовские интервенты, осаждавшие Ярославский кремль, напали и на Толгский монастырь. Обитель не устояла против топора и огня.

    Неистовство ляхов оставило кровавые следы в этом богоспасаемом месте: были зверски убиты 46 безоружных защитников Толгской святыни, укрывавшиеся в церкви. Обитель сохранила потомству имена этих доблестных воинов Христовых, высеченные на мраморной плите и внесенные в синодик вечного поминовения.

    Позже, в 1893 году, при архиепископе Ионафане, над братской могилой иноков сооружена часовня. Ежегодно 18/31 мая (н.с.) здесь совершается торжественная заупокойная лития.

    Часть монахов, как можно предположить, спаслась от гибели в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, уцелевшем от погрома.

    Если злоба врагов не пощадила жизни иноков, то корыстолюбие их, не знавшее насыщения, еще менее щадило церковное имущество. Драгоценная церковная утварь, богатые ризы, украшающие иконы, - все было расхищено грабителями, но чудотворный образ остался невредим.

    Только в 20-х годах XVII столетия, при игумене Серапионе (впоследствии архиепископ Суздальский), после снятия осады польско-литовских интервентов, обитель вновь поднялась и расцвела. В это время сооружается Крестовоздвиженская церковь с трапезной палатой - самая древняя в обители, являющаяся одним из ранних архитектурных памятников Ярославля XVII века.

    Бурный расцвет обители связан с именем одного из наиболее замечательных ее настоятелей, игуменом Гордианом, управлявшим с 1673 по 1700 г.

    Слава чудотворной Толгской иконы и благочестие игумена Гордиана вызвали приток посетителей, многие из которых впоследствии становились благотворителями обители. Так, например, на средства ярославских купцов братьев Семена и Ивана Сверчковых при игумене Гордиане было завершено строительство Святых врат с церковью во имя святителя Николая (1672 г.).

    В 1681 - 1683 гг. игумен Гордиан разбирает старый, обветшавший маловместительный храм и строит новый величественный собор, который становится главным сооружением монастырского ансамбля. Пятиглавый Введенский собор, воздвигнутый по образцу лучших ярославских церквей, находится в центре обители. Южный придел его освящен во имя святых князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. В 1690 - 1691 гг. собор был расписан ярославскими иконописцами - Дмитрием Семеновым-Сибиряком, Феодором Федоровым, Василием Осиновым и др.

    Под соборным храмом находится усыпальница игумена Гордиана и других настоятелей обители. Здесь погребены почетные граждане города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и др.

    Большая монастырская звонница возведена на средства князя Никиты Львова в 1683-1685 гг. Величественная и стройная, она является украшением архитектурного ансамбля монастыря. Высота колокольни вместе с главой и крестом достигает более 50 метров. Первоначально звонница имела 14 колоколов, "больших и малых". Самый большой из них, приобретенный монастырем в 1824 году, весил 505 пудов.

    В начале 90-х годов XVII века к надвратной Никольской церкви с северной стороны был пристроен настоятельский корпус, в то же время на месте деревянной монастырской ограды появились каменные стены и башни,

    В первой половине XVIII века построена Спасская церковь с больничными палатами. Декоративно-насыщенный образ сооружения, характерный для стиля "барокко", впервые отчетливо проступает в архитектуре ярославского зодчества. Церковь отличается своеобразным куполом, вокруг которого расположено восемь глав средней величины. Верх купола увенчан девятой главой.

    Под Спасским храмом покоится прах Николая Алексеевича Тучкова - славного героя Отечественной войны 1812 года, командовавшего 3-м корпусом 1-й русской армии при нашествии французов и умершего от ран, полученных в Бородинском сражении.

    В 1735 году при архимандрите Пимене к теплой Крестовоздвиженской церкви пристраивается придел в честь Толгской иконы Божией Матери, а на противоположном берегу Волги устанавливается деревянная часовня со списком чудотворного образа.

    По устройству братских помещений Толгский монастырь был отнесен к числу наилучших иноческих обителей. Монастырские келлии размещались в 4 отдельных корпусах.

 

Приезд Великой Княгини Елизаветы Феодоровны в Ярославскую епархию. Май 1913г.

    С 1878 года монастырем управляют наместники. Первым наместником Толгского монастыря был архимандрит Павел. Он построил новое здание для умножившейся братии, гостиницу, странноприимную палату; на Волге, против Святых врат, поставил пристань с часовней для служения молебнов во время остановки пассажирских пароходов. Благодаря многолетним трудам архимандрита Павла, Толгский монастырь стал одним из самых благоустроенных монастырей России.

    К 600-летнему юбилею Толгской обители была расширена странноприимная палата. В 1911 - 1912 гг. в обители произведен основательный ремонт всех храмов, тщательно отреставрирована древняя живопись Введенского собора. В это же время в монастыре открывается сельскохозяйственная школа с приютом для сирот.

    Целая плеяда неутомимых и бескорыстных тружеников-настоятелей камень за камнем неустанно и терпеливо созидала обитель, воздвигая и украшая храмы, устраивая монастырские жилища, заботясь о приюте паломников, сохраняя благоговейную монастырскую жизнь.

    Из стен обители вышли многие святители Русской Церкви. В этих стенах снискал любовь своей паствы архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), избранный в 1917 году первым Патриархом Всероссийским после долгого сиротства Русской Церкви во время синодального периода.

{mospagebreak}

Здесь гуляя, гость любезный,
    Между кедров и цветов,
    Помни рок свой неизбежный:
    Берегися от грехов..."

Из стихотворения толгских иноков

    Одной из достопримечательностей Толгской обители является кедровая роща, расположенная в юго-восточной ее части. По преданию, устройство парка относится к последней четверти XVI столетия.

    На ветвях одного из кедров в особой часовенке помещалась икона Божией Матери. Гости монастыря, попадая в этот чудный уголок обители, всякий раз спешили приложиться к чтимому образу Царицы Небесной.

Ярославль. Роща    Высокая стена защищала рощу от ветра, здесь почти всегда было тихо... Рядом со стройными, старинными кедрами - изобилие экзотических растений.

    Деревья в кедровнике располагались аллеей в два ряда, между ними были выкопаны пруды.

    Гости обители стремились посетить этот дивный уголок, посидеть под тенью могучих кедров и подышать здоровым, смолистым ароматом.

    Юный посетитель сада - царевич Николай Александрович, гуляя по монастырской роще 28 июня 1863 года, воскликнул: "Я здесь ожил!"


"В дом Богородицы на Толге"

    По мере того, как возрастает известность и слава Толгского монастыря, растет и число жалованных грамот, вкладов и пожертвований от почитателей святой иконы. Монастырю благотворят цари, московские князья, владетельные ярославские и окольничьи князья и бояре, люди разного звания.

    Обитель щедро одаривают деньгами, церковной утварью, вотчинами, земельными угодьями, скотом, хлебом.

    Одним из первых благодетелей "в дом Богородицы на Толге" стал царь и великий князь Иоанн Васильевич Грозный, посетивший монастырь в 1553 году и получивший здесь чудесное исцеление от святой иконы. Такое посещение оказалось радостным событием как для высокого посетителя, так и для самой обители.

    Обрадованный исцелением, высокий гость щедро пожертвовал деньги на строительство первого каменного монастырского храма: "Даде же и вкладу ту не мало", - повествует летопись. Из числа царских даров в обители хранился богато украшенный Нерукотворный образ Спасителя.

    С 1699 года Матерь Божия посылает монастырю помощь в лице постоянного благодетеля - князя Никиты Львова. Он жертвует обители деньги на колокол в 200 пудов, прилагает в дар обители богатейшие священнические ризы, устраивает братские келлии и наконец сам принимает в Толгском монастыре иноческий постриг с именем Нил.

    Монастырю посылают щедрые дары цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Императрица Анна Иоанновна, поклонившаяся чудотворному образу в Ростове, пожаловала в 1738 году в храм дорогую серебряную лампаду. Екатерина II прилагает в дар Толгскому образу Божией Матери золотой крест с цепочкой, украшенный бриллиантами и красными яхонтами. Павел I - полную для священнослужения роскошную бархатную ризницу (1798 г.). Княгиня Ирина Петровна Троекурова в 1731 году жертвует большой напрестольный золотой крест с мощами угодников Божиих. Наместник монастыря архимандрит Павел (1878 г.) благословляет в обитель 2 напрестольных креста, один из них сребропозлащенный с бриллиантами.

    Постоянно заботясь о монастыре, потомки святого благоверного князя Давида Феодоровича князья Засекины, Львовы, Троекуровы в знак чувства благодарности и благоговения к Царице Небесной, уповая на неизменную и вечную к ним милость Божию, приносят в обитель богатые даяния, золотые сосуды, драгоценную утварь.

{mospagebreak}

"Радуйся, Радосте наша, иконою Твоею нас присно утешающая!"

Из акафиста Толгской иконе Божией Матери

    Из истории нам известно несколько случаев, когда чудотворная Толгская икона Божией Матери приносима была в Ярославль, причем событие это сопровождалось поразительными проявлениями милости Божией.

    Благоговение жителей города не ограничивалось только посещением обители. Они с великим утешением и радостью принимали святую икону в свои дома. С ней ежегодно совершались крестные ходы по городам и уездам Ярославской епархии. Начало их относится к давнему времени.

    С 1612 года крестный ход совершался лишь ввиду особых обстоятельств - эпидемий болезни, засухи. Впоследствии он сделался ежегодным.

    В Ярославле, ставшем временной столицей русского государства, вместо захваченной польскими войсками Москвы, собиралось земское ополчение под предводительством доблестного князя Пожарского. В городе в это время началось моровое поветрие. Обеспокоенный гибелью войска, князь Дмитрий назначил всенародное моление пред чудотворной Толгской иконой Божией Матери, принесенной в Ярославль. После торжественного крестного хода вокруг зачумленного города болезнь быстро утихла. Спасенное ополчение двинулось освобождать Москву.

    В 1654 году Ярославль, как и вся Россия, снова был поражен моровой язвой.

    Утратив всякую надежду на земную помощь, жители города вспомнили о чудесном избавлении от язвы во дни всенародного ополчения и положили в первое воскресенье Рождественского поста совершить крестный ход на Толгу. Внял Спаситель молению страждущих, ибо "близ Господь сокрушенныя сердцем и смиренныя духом спасе". В тот же день мор прекратился.

    Другим бедствием, постигшим Ярославль через два года после страшного мора, явилась сильная двухмесячная засуха. От зноя "земля разседашеся, зверие рыкаху, людие сетоваху". По просьбе горожан вновь принесена была святая Толгская икона. Чудотворный образ обнесли вокруг города с крестами и хоругвями. В тот же день обильный дождь прошел в городе и его окрестностях, щедро напоив землю. Так прекратилось томительное бездождие.

    Исполненные благодарности, жители Ярославля установили каждое воскресенье Петрова поста совершать крестный ход вокруг города.

    В начале XX столетия святую икону приносили в город в один из первых воскресных дней после Пасхи. 1 июля она возвращалась в обитель, после чего вновь странствовала по Ярославлю и близлежащим городам, ободряя и возвышая своим пришествием людские сердца, освящая их жилища...

    К началу XX века Толгский монастырь представлял собой величественный архитектурный ансамбль. Его духовная жизнь продолжалась, освещая своим светлым сиянием Русскую землю.

  &;nbsp; Прихожане любили эту древнюю обитель с ее чудотворным образом Царицы Небесной - покровительницы Ярославля, с ее атмосферой молитвенной сосредоточенности, покоя и простоты - все это привлекало в Толгу почитателей той старины, что не копит богатств земных, но стяжает сокровища небесные.

    В 1917 году Толгский монастырь подвергся той же участи, что и другие православные обители: он был упразднен, хотя до конца 20-х годов храмы на его территории оставались действующими.

    Наступил 1928 год. Последний раз отпраздновала обитель "Толгин день", после чего была закрыта; сброшены колокола с ее высокой колокольни, в монастыре воцарилась "мерзость запустения".

    Шесть десятилетий молчала обитель, ее духовная жизнь замерла на долгие годы.

    В 50-х годах рядом с монастырем разместилась детская воспитательная колония, занимавшая хозяйственный двор обители и гостиницу.

    До осени 1987 года монастырь оставался пустым и бесхозным. В ноябре 1987 года безвременье его кончилось.


    В год 1000-летия Крещения Руси для Толгской обители, после шестидесяти лет молчания, начался новый, седьмой век ее существования.

    7 декабря 1987 года Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

    "То, что казалось безвозвратно ушедшим, оживает вновь. Это чудо...", - можно прочитать в книге почетных гостей обители.

    По решению Священного Синода на территории древнего монастыря учреждена первая женская обитель, подчиненная епархиальному архиерею (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

    Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек - замечательные памятники русской архитектуры, которые пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

    С помощью Божией, вопреки трудностям, восстановительные работы начались. Русский народ горячо откликнулся на призыв Православной Церкви. Свидетельство тому - приход молодых послушниц, трудовая лепта паломников, которых не остановила временная неустроенность монастырского быта.

    В Толгской обители ежедневное совершение Божественной литургии легло в основу всей монастырской жизни. Прошли века, десятилетия - и вновь здесь слышится возглас, призывающий народ и обращенный от лица народа к Небесному Престолу Святой Троицы: "БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА".

    7 апреля 1988 года, в праздник Благовещения Божией Матери, была совершена первая Божественная литургия в домашней церкви бывшей монастырской гостиницы. В этот праздник, посвященный Царице Небесной, возносились молитвы радости и надежды на Ее обетование.

    День 29 июля 1988 года памятен и радостен для насельниц обители, обретших первый храм в исторических стенах Толгского монастыря. Во вновь освященной Спасской церкви была отслужена праздничная Божественная литургия архиерейским чином.

    Народ горячо молился, чтобы Господь послал восстанавливающейся обители свои великие и богатые милости. Молящиеся на этой службе ощущали живое единение со всеми, кто своими трудами приблизил день этого светлого торжества.

{mospagebreak}

    "С избытком даст meбe Господь Бог Твой успех во всяком деле рук твоих..."

(Втор. 30: 9)

    Знаменательное событие в жизни возрождающейся Толгской обители отмечено 25 сентября 1988 года.
    Указом Святейшего Патриарха Пимена настоятельницей Толгского Свято-Введенского женского монастыря назначена игумения Варвара (в миру Александра Ильинична Третьяк).

 

Настоятельница Свято-Введенского Толгского монастыря игумения Варвара

   Годы детства и юности матушка игумения посвятила изучению богослужения и познанию Церкви. Она в совершенстве изучила церковный Устав, простое обиходное пение. В храме пророка Божия Илии, в Черниговской области, где росла и училась будущая настоятельница, она была лучшей чтицей, управляла церковным хором.

    В 1973 году матушка игумения поступила в Киевский Покровский женский монастырь, где несла послушание уставщика и регента монастырского хора.

    В 1975 году была пострижена в монашество с наречением имени Варвара и направлена в Горненскую женскую обитель в Иерусалим. В 1982 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена вернулась в Покровский монастырь. Одновременно проходила обучение в регентском классе при Московской Духовной семинарии.

    В 1988 году, после передачи Русской Православной Церкви Толгского Свято-Введенского монастыря, была переведена в эту обитель и назначена благочинной.

    По назначении на Толгу игумения Варвара с первых же дней энергично занялась хозяйством, которое приходилось поднимать почти с нуля.

    В монастыре развертывается строительство.

    За короткий срок оборудовано центральное отопление, подведены водопровод, проложена канализационная сеть, организованы столярная и слесарная мастерские, создана служба сантехников, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, устроены овощехранилища, налажена работа трапезной, открыта монастырская больница для сестер, скомплектован технический архив монастыря.

    Организована строительная группа, состоящая из сестер обители под руководством архитекторов, которая с первых же дней принимала активное участие в реставрационных работах.

    Восстановленные и освященные келлии дождались своих молитвенниц.

    Летом 1990 года сестры уже имели возможность переселиться с территории хозяйственного двора, где временно проживали, в отреставрированный жилой Спасский корпус.

    Через год Никольский корпус встретил своих первых насельниц.

    ...Каждый день в Толге начинается с колокольного звона, призывающего богомольцев в храм на молитву.

    12 июля 1990 года впервые в Толгском монастыре зазвонил большой колокол. Сегодня звонница обители имеет 16 колоколов. Самый большой из них весит около 5 тонн.

    В наши дни сестры Толгской обители живут в соответствии с вековыми обычаями православного монашества. Основу иноческого жития составляет молитва.

    Центром монашеской жизни является 2-престольный Свято-Введенский собор, освященный 20 августа 1992 года. В нем совершаются богослужения в летний период, который открывается праздником праздников - Светлой Христовой Пасхой.

    Свято-Введенский собор постепенно приобретает свой прежний благолепный облик. На наружной стороне стен храма, в закомарах - ряд живописных изображений, написанных заново (авторы росписи - художники Н. Мухин и Ю. Козлов). Внутри собора в настоящее время ведутся работы по реконструкции иконостаса и реставрации настенной живописи XVII века.

    Напротив Введенского собора - храм во имя святителя Николая. В 1992 году он был полностью отреставрирован и освящен.

    Интерьер храма украшает иконостас с тябловой резьбой, выполненной сестрами обители. В центре - Царские врата XVII века. Слева от Царских врат помещается Толгская икона Божией Матери XVIII столетия, также в местном ряду иконостаса - чтимый образ Николая Чудотворца. Заново восстановленные лепные украшения придают храму праздничный вид. Снаружи церковь расписана сестрами обители.

    Каждый четверг здесь совершаются богослужения. В среду, после вечерни, перед чтимым образом святителя Николая поется акафист.

    В Спасском храме сосредоточены святыни монастыря. Здесь находится Толгская икона Божией Матери (XIX в.) - список с явленного образа. В 1928 году она была передана монахами в близлежащее село Толгоболь, откуда 13 июня 1989 года вновь принесена в обитель. Монастырь обрел свою святыню, украшенную богатой ризой.

    Рядом с почитаемым образом рака с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова), канонизированного в 1988 году.

    День его празднования превратился в большое торжество как для монастыря, так и для всей Русской Православной Церкви.

    В специальном ковчежце хранятся частицы мощей угодников Божиих. Ковчежец с великой святыней - дар игумений Толгской обители.

    Служба в храме совершается в зимнее время года ежедневно утром и вечером. Каждое воскресенье после вечерни пред чудотворной Толгской иконой Богоматери поется акафист.

    В монастыре два сестринских хора.

    В дни престольных праздников при огромном стечении гостей и паломников богослужение совершает епископ Ярославский и Ростовский Михей, возглавляющий епархию с 17 декабря 1993 года.

    В настоящее время в обители проводятся ремонтные и реставрационные работы гостиничного корпуса и новой трапезной для сестер. Впереди - сложная реставрация Крестовоздвиженского храма, который находится сейчас в аварийном состоянии.

    В 1993 году Святую обитель впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

    13 мая, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), Предстоятель Церкви совершил в Свято-Введенском соборе Божественную литургию и молебен перед ракой с мощами святителя.

    К этому дню было приурочено празднование пятилетия со дня возвращения монастыря Церкви.

    В следующий визит Святейшего, 17 декабря 1993 года, состоялась хиротония архимандрита Михея во епископа Ярославского и Ростовского.

    Усердием и трудами епископа Михея, настоятельницы, городских властей, благодетелей монастыря, насельниц и благочестивых паломников Толгская обитель приобретает свой прежний облик.

{mospagebreak}

    "Вы - свет мира... Так За светит свет ваш пред людьми"

(Мф. 5:14, 16).

    "Монахи cyть, те христиане оставляют по возможности земные занятия для занятия молитвою - добродетелию, высшею всех добродетелей, чmоб посредством ее соединиться воедино с Богом..."

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Молитвами святых стоит мир, ею укрепляется всякий дом.


    Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "При пострижении в монашество, когда новопостриженному вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается ему непрестанное, деннонощное моление молитвою Иисусовою ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго")".

    Преподобный Марк Подвижник называет молитву главнейшим деланием монаха, долженствующим обымать все частные его делания, всю жизнь его.

    В основу духовной жизни монастыря полагаются послушание, молитва и труд.

    Предмет особой заботы настоятельницы - духовная жизнь монахинь. Вместе с игуменией сестер окормляют два священника.

    День в монастыре начинается и заканчивается молитвой. Монашествующие живут не ради себя, но ради более полного исполнения воли Божией. Образец такого служения показал в земной жизни Спаситель - Источник высшей и вечной жизни.

    Есть в обители место, где молитва никогда не прерывается. Неусыпаемая Псалтирь - так называется этот вид молитвенного делания в русских монастырях. Сменяя друг друга, сестры читают Псалтирь за обитель, град, страну, за живых и умерших, за весь мир. Именно молитвой служат они миру.

    После долгих десятилетий в Толге вновь засветилась свеча монашеского делания, основа основ христианской жизни.

    Горит свеча, значит, есть свет и есть тепло...

    "Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный..."

    

Тропарь святителю Игнатию (Брянчанинову)

    "Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их".

(Евр. 13:7).

    "Существенное делание монаха - молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом".

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Чудотворные образы и мощи святых, хранившиеся в монастырях, издавна привлекали к себе неисчислимый поток верующих. Чтобы возродить полноценную духовную жизнь, в течение веков протекавшую в этом месте, Промысл Божий послал обители пример для духовного воспитания и совершенствования.

    Православная Церковь всегда призывала своих чад руководствоваться в жизни деяниями угодников Божиих. "Прославление в лике святых - это всегда, в первую очередь, призвание к служению. В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной Воинствующей Церкви от Церкви Небесной, Торжествующей".

    26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие - обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия.

    Великий подвижник, делатель молитвы и религиозный мыслитель XIX века епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867 г.) прославлен Собором Русской Православной Церкви в 1988 году. Николо-Бабаевский монастырь (Костромская епархия), где епископ Игнатий провел последние годы жизни, привлекал к себе верующих святостью жизни святителя, его духовной силой.

    Святитель Игнатий в своих творениях изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям современности. Он в "Аскетических опытах", "Слове о смерти", "Аскетической проповеди", "Приношении современному монашеству", "Отечнике" (в сборнике изречений и примеров из жизни древнего монашества), "Письмах" является деятельным учителем монашествующих. Его творения распространились по многим обителям земли Русской и получили высокую оценку еще при жизни святителя. Многим мирянам творения епископа Игнатия помогли найти путь ко Христу.

    Множество паломников устремилось в Толгскую обитель для поклонения угоднику Божию.

    Ежедневно за трапезой насельницы внимательно слушают поучения святителя Игнатия, для них его труды являются живым источником познания веры, а его подвижническое служение Богу признано образцом для принявших постриг. На каждое дело сестры смиренно испрашивают помощь у великого молитвенника пред Престолом Господним.

    13 мая обитель празднует день памяти святителя Игнатия, чья святость промыслительно воссияла в год 1000-летия Крещения Руси.

    Святителю отче наш Игнатие, моли Бога о нас!

{mospagebreak}

    "Любовь - Бог. Если Бога любишь, то Бог в тебе пребывает, и mы в Боге."

Старец Макарий Оптинский

    "Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему".

(Мф. 22:40)

    Православные монастыри во все времена привлекали людские сердца и души, являясь очагами духовности, призванными воспитывать в людях уважение к Закону Божию и любовь к ближним. Сотни и тысячи мирян приходят сегодня в монастыри испрашивать благословения и молитвы, наставления и утешения.

    С Толгской обители началось восстановление русских женских монастырей. Сюда приходят те, кто ищет руководства в совершенствовании своей внутренней духовной жизни.

    В Толгской обители сейчас живут 126 насельниц. Среди них и те, кто пришел сюда после школы, и те, кто уже получил среднее профессиональное образование. Многие имеют дипломы инженерно-технических, музыкальных, медицинских, гуманитарных вузов.

    Соделавшись святым селением славы Божией, Толгская обитель собрала под свой покров сестер со всех уголков нашей Родины. Здесь нашли свое духовное призвание русские инокини, украинки, белоруски, молдаванки, чувашки, казашки.

    Толгская обитель живет по особому Уставу. Внешней жизнью монастыря руководит игумения и состоящее при ней правление, в которое входят настоятельница, благочинная, казначея, секретарь.

    Каждый наступающий день освящается в обители общей молитвой. В 6 часов утра колокол созывает монашествующих в храм. После службы и утренней трапезы насельницы получают послушание - определенный вид занятии на день или часть дня. Ни одно дело не совершается в монастыре без благословения игумении и молитвы "Царю Небесный...", поэтому в каждом начатом деле ощущается присутствие благодати Божией, укрепляющей силы монашествующих.

    Круг работ в Толге обширен. Монастырь арендует у государства 254 гектара земли. 76 гектаров - пахотные угодья, на которых сеют зерновые и сажают кормовые культуры. У монастыря немалое подсобное хозяйство - ферма, скотный двор, птичник, имеются парники и пасека.

    Послушание - это сенокос, сбор грибов и ягод, заготовка дров, рыбная ловля и многое другое.

    18 сестер трудятся на монастырском подворье в селе Введенском.

    Сестры несут послушание в церкви, в гостиничных домах. Они поют на клиросе, готовят на кухне, пекут хлеб в пекарне, водят экскурсии по монастырю, отвечают на многочисленные письма. Выпечка просфор в обители считается тяжелым и вместе с тем почетным послушанием.

    Сестер, обладающих музыкальными способностями, обучают искусству колокольного звона.

    Зимой, когда сезонные работы заканчиваются, сестры занимаются резьбой по дереву, шьют, художницы пишут иконы, золотошвеи вышивают плащаницы, митры. В переплетной мастерской приводят в порядок старинные книги, рукописи.

    С первого дня в восстановленном монастыре по доброй традиции ведется летопись.

    В монастыре существует библиотека, в которой собраны богословские творения святых отцов - Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Максима Грека, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского, Феофана Затворника, сочинения по истории Церкви. Большой читательский интерес вызывают "Жития святых", периодические издания: журналы, сборники ("Русский паломник", "Глаголы жизни", "Православная беседа" и др.), а также книги на церковнославянском языке: прологи, патерики, Четьи-Минеи.

    Обширную информацию насельницы получают из "Журнала Московской Патриархии".

    В библиотеке монастыря можно найти газеты и журналы по садоводству, пчеловодству, животноводству, земледелию.

    Монашеские певчие продолжают традиции церковного пения. Репертуар хора включает в себя сочинения известных композиторов. Песнопения Божественной литургии и всенощного бдения исполняют киевским, знаменным, греческим и московскими распевами.

    Обитель свято чтит старую добрую традицию странноприимства. Как и в прежние времена, приезжие могут остановиться в гостинице, пользоваться монастырской трапезой.

{mospagebreak}

ТОЛГСКОИ ОБИТЕЛИ - 680 ЛЕТ *

    Шестьсот восемьдесят лет пронеслось над святой Толгской обителью! Она древнее самых знаменитых монастырей русского Севера - пустынного Валаама, далеких Соловков и даже великой Троице-Сергиевой Лавры.

    Сколько бурь и невзгод перенесла она терпеливо и смиренно, как и вся Русь Православная!

    Сколько радости, света и ликования знают ее древние стены!

    Духовная сокровищница, возрождаясь, вновь становится источником благочестия, примером иноческого жития и Богопочитания, тем оплотом молитвы церковной, которая всегда спасала и поддерживала тех, за кого была возносима.

    В своем нелегком труде сестры надеются на помощь Божию и милость Небесной Покровительницы Матери Божией, ради Ее святого и чудотворного Толгского образа: "...Пресвятая Дево Богородице, верно тя славящих спасай, Богохранимую державу Российскую и архиереев, и вся российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости" (из тропаря Толгской иконе Божией Матери).

Свято-Введенский Толгский монастырь. Роспись по дереву, выполненная сестрами.

    

Святые Никольские ворота

Крестный ход на Свветлой седмице

Монастырский пруд

 
Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Издание Свято-Введенского Толгского монастыря. Издательство "Посад". 1994 *
Поделиться
Комментировать