«Великая ирония» Вуди Аллена: сказ про то, как дуракам везет

На экраны выходит 56-я и не самая веселая комедия Вуди Аллена, снятая на французском языке под оригинальным заголовком Coup de chance.

Сухой перевод: «Удача».Более уместен «Миг удачи», «Счастливый случай» или «От свезло-то так свезло!».


Недавно самый знаменитый неврастеник планеты признался, что не использовал ни единого шанса снять совершенную картину. На сей раз Вуди Аллен решил объегорить судьбу и переписал авторский сюжет «Матч пойнта», превратив жестокий романс в мыльную оперу, а затем рассмотрел ее в спектре классической кинематографической оптики.

Прославленный «Последним танго в Париже» и «Апокалипсисом сегодня» 83-летний мэтр киноизображения Витторио Стораро использовал 16-битную цифровую камеру Sony VENICE, обеспечивающую уникальную глубину цветопередачи более двухсот миллиардов оттенков и позволившую представить Париж в сюрреалистической радуге разнообразных оптических приемов.

В экспозиции предъявляется реплика на знаменитый годаровский променад «На последнем дыхании» в водовороте парижской толпы, из которой внезапно выныривает романтичный фланер Ален (Нильс Шнайдер), узнавший в элегантной прохожей свою давнюю безответную любовь. Фанни (Лу де Лааж) давно замужем, но совсем не прочь возобновить знакомство, тем паче, что чувство разведенного кавалера не остыло и домой мадам не тянет. Ее второй, внешне благополучный, брак с преуспевающим дельцом уже превратился в рутину, а сама благоверная — по ее признанию — в «трофейную жену» для светских раутов и выгулов. Впрочем, Жан (Мельвиль Пупо) убежден, что ему дивно повезло с суженной.

Странствующий литератор Ален того же мнения о новой любовнице. Он располагает уймой свободного времени и парижским пленэром, позаимствованным из пасторальных комедий Эрика Ромера, и уютной мансардой — интимным альковом. Однако, счастье не длится вечно; догадавшись, что семейная лодка угодила в водоворот страстей, Жан решается на крайние меры. Ален исчезает с радаров. Фанни впадает в легкую прострацию…

Увы и ах, чете не суждено вернуться в тихую гавань; на ее пути вырастает могучий риф — семейное гнездо оккупирует бдительная теща, а камера Сторраро впадает в безумие и сюжет оборачивается сумрачным фантазмом в духе Орсона Уэллса, приправленным сарказмом Альфреда Хичкока. Разумеется, эти маски примерят режиссер, впадающий в комичный эксгибиционизм: на сей раз Вуди выбрал своим протагонистом глуповатую старушенцию (Валери Лемерсье), вообразившую себя бдительной Мисс Марпл и выводящую злодея-зятя на чистую воду в комичной развязке.

Мораль сводится к схоластической дилемме. Ален верил, что вся наша жизнь — это одна большая удача, «счастливый билет из четырехсот миллиардов шансов» — как при формировании комбинации генов или крупном выигрыше в лотерею. Жан полагал, что удачи не существует, а счастье «есть ловкость ума и рук». Оба оказались убийственно неправы... По крайней мере, в версии идиотки-сыщицы, а вернее — насмотревшейся сериалов повествовательницы, над сюжетом которой насмехается ее создатель, Вуди Аллен. Видимо, предполагающий, что над его творческими успехами, житейскими неврозами и старческими недугами ровно так же скабрезничает Творец всего сущего. На каннской пресс-конференции 87-летний мэтр рассуждал о том, что он удачливый человек, поскольку в его жизни никогда не случалось ничего ужасного... Но, видимо, все-таки случится — впрочем, как и с каждым.


«Великая ирония». США, Франция, 2023

Режиссер Вуди Аллен

В ролях: Лу де Лааж, Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо, Нильс Шнайдер, Грегори Гадебуа, Гийом де Тонкедек, Эльза Зильберштейн, Сара Мартинш, Арно Вьяр

16+

В прокате с 28 сентября

Автор
Алексей КОЛЕНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе