Счастливые люди

Объявлены победители XVIII Международного кинофестиваля имени Владимира Меньшова «Победили вместе».
«Победившие вместе» на сцене Сочинского органного зала


Фестиваль документального кино, родившийся в городе-герое Севастополе, по понятным причинам в прошлом году вынужден был менять «порт приписки» и состоялся в городе-герое Волгограде – мы о нём писали, он был посвящён 80-летию Сталинградской битвы. Теперь, когда страна отмечает 80-летие битвы за Кавказ, фестиваль переместился в Сочи. В годы войны знаменитый курорт превратился во «всесоюзный госпиталь», там проходили лечение десятки тысяч тяжелораненых бойцов Красной армии. К сожалению, не всех удалось спасти, и именно им посвящён величественный сочинский мемориал, и первым мероприятием фестиваля стало его посещение.


Ноябрь – идеальное время для работы кинофестиваля: ветер с моря бодрит, солнце вдохновляет, а дожди помогают избежать пляжных соблазнов и сосредоточиться на конкурсах и просмотрах. В Сочи, в отличие от многих городов России, кинотеатры муниципальные, так что проблем с местом для семи (!) конкурсов фестиваля не было, и сочинцев на просмотрах было много (хотелось бы, чтобы было ещё больше, особенно молодёжи). Ежевечерне генеральный продюсер фестиваля Валерий Рузин проводил итоговые пресс-конференции, где участники кинофестиваля обсуждали конкурсные фильмы, а их создатели отвечали на вопросы зрителей. Проходили также встречи с известными кинематографистами: президентом фестиваля народным артистом России Владимиром Хотиненко, режиссёром-документалистом Сергеем Мирошниченко, известным писателем Юрием Поляковым, деканом Высшей школы телевидения МГУ Виталием Третьяковым, киноведом, сценаристкой Татьяной Яковлевой, грузинским кинорежиссёром Ираклием Квирикадзе, казахстанским классиком Владимиром Тюлькиным. Я благодарен организаторам фестиваля за проведение презентации моей книги, посвящённой драматическим процессам в мировом и отечественном кинематографе, – «Крайнее время». Рад, что она заинтересовала многих участников фестиваля.

В дискуссии под девизом «Отстоим историческую правду» участвовали представители Китая, а с российской стороны – востоковед Юрий Тавровский, киноведы Ирина Павлова и Андрей Шемякин. Были показаны фрагменты фильмов китайских коллег о совместной борьбе с Японией и выражена надежда, что и в России со многих ранее закрытых тем будет снято табу: например, наконец появятся фильмы о совместном участии в корейской войне.

По сравнению с прошлым годом значительно расширилось присутствие кинематографистов из тех стран, что подвергли Россию санкциям. Врут те, кто говорит, что Россия в полной изоляции: в Сочи приехали не только традиционные гости из Китая, Сербии и стран ближнего зарубежья, «блокаду прорвали» режиссёры из Швеции, Италии, Германии, а всего на фестивале было представлено более 150 фильмов из 26 стран. И состав жюри был воистину международным. «Победили вместе» действительно самый представительный фестиваль документального кино России.

Поразило открытие фестиваля (символично, что оно прошло в День народного единства), обычно на фестивалях это нечто неопределённо праздничное с бодрым конферансом, зачитыванием приветственных телеграмм и участием популярных артистов. Здесь всё это, конечно, было, но «конферанс» известного кинокритика Александра Шпагина был настолько глубоким и интересным, иногда даже неожиданным и спорным, так замечательно связывал прошлое документалистики с настоящим и соответствовал теме и задачам кинофорума, что стало понятно, чего иногда не хватает некоторым фильмам. Мысли, сверхзадачи, единого стержня. Песни же из легендарных военных кинофильмов замечательно исполнили очаровательная Нина Шацкая и прекрасные актёры кино Анатолий Журавлёв и Александр Раппопорт.

Теперь о конкурсах. С 2000-х я бывал на многих фестивалях и почувствовал разницу. Раньше в документальных фильмах зачастую не столько раскрывался характер человека или явления, сколько автор показывал себя, своё умение и отношение. С прокатом документалистики дела с 90-х обстояли очень плохо: исчез адресат, зритель, не было обратной связи, фильмы стали снимать для себя, коллег и фестивалей. Подчас они получались чрезмерно длинными, скучными. Но наконец что-то стало меняться. Теперь выигрывают те кинематографисты, кто смог свою историю рассказать коротко и внятно, ярко и образно – то есть интересно.

Я работал в жюри национального конкурса, поэтому о нём подробнее. Представлено было 23 отечественных фильма. Первый приз имени Владислава Микоши завоевала режиссёр Ольга Ажнакина за «Человека труда». Этот фильм покорил жюри. Герои вроде обычные молодые люди: водитель трамвая, фельдшер скорой помощи, учительница, слесарь, пожарный и учёный-математик. Но их объединяет то, что они все влюблены. В свою работу. Они радуются, что приносят пользу и помогают, спасают, они – счастливые люди. И им веришь. Их жизнь – работа. И главный герой фильма – жизнь, как не раз на фестивале говорил его президент Владимир Хотиненко.

Приз за лучшую режиссёрскую работу имени Игоря Шадхана получил фильм «Оранжевый мяч» (Наталья Саврас). Тут речь идёт о становлении характеров. О юношеской баскетбольной команде, которая готовилась, готовилась и проиграла важный турнир, но в итоге… выиграла. Мы видели, как у юных баскетболисток рождалась и крепла воля к победе, и поверили, что в будущем они победят.

«Миша-ледокол» (Дмитрий Степанов) награждён призом имени Анатолия Головни за лучшую операторскую работу. История покорила не только морозными сибирскими красотами и съёмками экзотического труда бывшего уголовника, а личностью человека, который тоже победил себя. Этот фильм принесёт большую пользу, если будет демонстрироваться в многочисленных колониях России, – в нём есть правда и вера в возрождение человека.

Жюри отметило также «Дело медвежатников» (Денис Сафонов) про трёх доверчивых хантов-оленеводов, которых могут посадить за якобы браконьерство. Надеемся, этот фильм (и его победа на фестивале!) защитит трёх наивных, несправедливо обвинённых жителей Крайнего Севера. А читатели «ЛГ» и все любители поэзии будут рады, что отмечена лента «Миры Майи» (Марина Чувайлова) о замечательном уральском поэте Майе Никулиной.

Не могу не упомянуть также фильм «Незамерзающий порт надежды» о Северном морском флоте, отстоявшем во время войны Мурманск, о его строгой каменной красоте и об адмирале Арсении Головко. Я знал его супругу Киру Николаевну Головко (Иванову), народную артистку России, которая когда-то оставила МХАТ ради героя-моряка, – очень жаль, что создатели фильма не согрели этот суровый фильм романтической историей их любви.


Главный герой фильма «Девять героев» Василий Ершов


Также хочется выразить сожаление, что не удалось отметить фильм «Девять героев». Потрясающая история подвига девяти разведчиков при освобождении Крыма. Они все погибли. Кроме одного, который, казнённый фашистами, искалеченный, чудом выжил. Но потерял память. Когда через много лет возле монумента на месте гибели восьми разведчиков он встретил свидетеля, который рассказал ему, как и что происходило после их последней рукопашной схватки, как их добивали фашисты, солдат всё вспомнил... и вскоре умер. Режиссёр фильма совершил ошибку, дав сюжет о единственном выжившем герое только в самом конце фильма. Если бы фильм начинался с того, как он «вспомнил», история подвига разведчиков смотрелась бы иначе. Этой потрясающей трагической истории можно и нужно посвятить художественный фильм. Будет похлеще «Рядового Райана», главное отличие от американской – наша история не выдуманная.

Единственный фильм из других конкурсов, который мне удалось увидеть, это «Врачи в бронежилетах» (Дарья Дытынко, Пётр Вершинин), в нём впервые показана уникальная операция: военный хирург Юрий Бровко вынимает из бедра раненого бойца неразорвавшийся снаряд 30-го калибра – в диаметре он 3 см, а длиной больше 10. До того я не верил, что такое бывает, но увидел своими глазами, как реальный снаряд размером с маленькую бутылку аккуратно вытаскивают из ноги, перекладывают в специальную коробку, и сапёры в «скафандрах» его осторожно выносят из госпиталя. Но – и вот ухмылка войны! – в трёх метрах от госпиталя снаряд взорвался. Сапёрам – ничего, они полностью в броне, а хирургу, делавшему операцию, на котором только бронежилет, – прилетело. И через несколько секунд он сам лёг на тот же операционный стол, где раньше лежал солдат. Слава богу, ранение не опасное, но кадры, показанные в фильме, незабываемые.


А вот решения других жюри.

Специальный конкурс «Голоса несломленных людей»

Лучший фильм – «Быть молодым» (Фёдор Малышев, Россия);

лучшая авторская работа – «Театр на линии фронта» (Марина Миронова, Россия)

специальные дипломы – «Донбасс. Голоса несломленных людей» (Олеся Орленко, Россия) и «Врачи в бронежилетах» (Дарья Дытынко, Россия)



Международные конкурсы


1. Документальное кино

Лучший полнометражный фильм – «Рокстория» (режиссёр Григорий Курдяев, Россия);

лучший короткометражный фильм – «Зари» (Арман Голипур Даштаки, Иран); сценарий – «Чей я пёс?» (Роберт Лакатос, Румыния)

лучший дебют: «Почему?» (Теодор Геонов, Болгария);

специальный приз жюри – «1942, мир в войне» (Вероник Лагоард-Сего, Марк Балль, Франция);

специальный диплом жюри «За пронзительное раскрытие темы героев великой войны»: «Жив солдат» (Шерзод Назаров, Узбекистан);

специальный диплом жюри «За яркую простоту и уважение смысла человеческой жизни»: «Медик» (Алижан Насиров, Кыргызстан)


2. Киношколы

Лучший фильм – «Цыганская мечта» (Мирослав Блажески, Македония);

лучшая режиссура – «Оyum» (Айдай Аскарова, Кыргызстан)

специальные дипломы жюри «За яркий старт в профессии кинодокументалиста: «До бронзы» (Яков Подкустов, Россия); «За красоту изображения, стиль и изящество в жанре документального портрета» – «Душа» (Инесса Аванесова, Армения)


3. «История в кадре»

Приз «За свежее освещение исторических процессов» – «Русский исход на Мальте» (Максим Рыжаков, Мальта);

приз программы «Военная тайна» – «За лучший теле- или кинопроект, посвящённый отечественной или мировой истории – «ЦСДФ: точка отсчёта. Баллада о фронтовом операторе» (Андрей Истратов)

диплом «За оригинальное воплощение сверхпопулярной темы» – «Авдеев. Открытый космос» (Максим Кузнецов, Россия);

диплом «За новизну воплощения связи прошлого с настоящим» – «Белые призраки» (Ева Белова);

диплом «За оригинальное воплощение темы традиционных ценностей»: «Ты мой папа» (Николай Раисов, Казахстан)


4. Социальные фильмы

Приз за лучший полнометражный фильм: «Дайте мне победить» (Мария Финкельштейн, Светлана Музыченко, Россия);

приз лучшему короткометражному фильму «За убедительное воплощение темы возвращения имени, утерянного при обстоятельствах войны» – «Не плачь, мать» (Милана Маяр, Республика Сербская)

специальный диплом «За создание фильма-портрета пожилого горца, верного призванию врача» – «Один в поле доктор» (Виктория Максоева, Грузия);

диплом «За раскрытие темы сельских народных музеев» – «Три музея на берегу» (Александр Калашников, Россия);

диплом за воплощение темы отцовского воспитания: «Отцы. О главном» (Марк Ларионов, Россия)


5. Телевизионный конкурс

Лучший телевизионный документальный фильм – «Война. Женский род» (Екатерина Толдонова, Россия);

лучший телевизионный цикл или сериал: «Пастильница. Забытое ремесло» (Юлия Маврина, Россия)

лучшая телевизионная работа (в разных жанрах) – «За нашу «победу». От мечты до легенды» (Екатерина Шаромет, Беларусь);

лучшая телевизионная работа о культуре имени Святослава Бэлзы – «3723 Вознесенский» (Валерий Белов, Россия);

приз имени Джеммы Фирсовой за лучшую социально-философскую телевизионную работу – «Три соратника» (Владимир Тюлькин, Казахстан);

диплом жюри «За открытие в жанре телевизионного интервью» – «Не забудьте двоих» (Серж Моати, Франция);

диплом за лучший теледебют: «Малевич. За гранью нуля» (Иван Батурин, Россия)


Валерий Рузин


После замечательного, украшенного джазовыми импровизациями Даниила Кремера, заключительного вечера-награждения, проходившего в сочинском Органном зале, я задал два традиционных вопроса генеральному продюсеру фестиваля Валерию Рузину:

– Довольны ли вы тем, как прошёл XVIII фестиваль в наше непростое время?

– В принципе я считаю, что удалось… В наше действительно непростое время (а когда оно было простым?) достойно подчёркнута международность фестиваля, очень высокий уровень состава жюри, много заметных работ во всех конкурсах – этим нельзя быть недовольным. А вот собой я всегда недоволен. Есть что-то, что надо менять. С одной стороны, хорошо, что мы охватываем такой значительный массив документального материала, это даёт и масштаб, и воздух, и глубину… Но одновременно идёт слишком много конкурсов, и никто не может посмотреть всё. Тут что-то надо менять.

– Относительно места проведения будущих фестивалей – Сочи или?..

– Сочи. Это очень удобный город по логистике, климату и отношению к фестивалю руководства города. Спасибо всем, кто нам помогал! А вот другие географические точки должны быть, и их должно быть много. У нас есть программа киномарафона «Победили вместе», мы запланировали девять городов с показами фильмов и встречами с авторами. А к 80-летию Победы я хотел бы его провести в 80 регионах России! А также в Казахстане, Киргизстане, Узбекистане, Таджикистане, Белоруссии и ещё в ряде других стран, где мы можем и должны присутствовать, чтобы доносить ту правду, которую фестиваль аккумулирует.


Кондрашов Александр
Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Толстого, Булгакова, Шукшина, Маяковского, Пастернака, Блока... В 37 лет начал писать сам. Первые публикации - в Литературной газете (также печатался в других изданиях: "Независимая газета", "Век", МК, "Огонёк", "Крестьянка", "Космополитен", "Новая юность"...). Работал редактором в журналах "Новый крокодил" и "Русский предприниматель". Лауреат премии "Золотой телёнок" (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор книг: "Театральный Декамерон" (ЭКСМО), "Первый любовник" (АСТ), "Лавпарад" ("Молодая гвардия"), "Говорит Москва" (ИПО "У Никитских ворот"). В 2017 году союзом журналистов России удостоен звания "Золотое перо России".
Город: Москва

Автор
Александр КОНДРАШОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе