Незабытый урок

В 1973 году Валентин Распутин написал рассказ «Уроки французского». Спустя пять лет Евгений Ташков «перенёс» эту историю, в основе которой эпизод из крестьянского детства писателя, на экран.
Сегодня и новелла, и телефильм — классика отечественной литературы и кинематографа.

…В распахнутом окне — река в предрассветной, белесой, стелящейся дымке. За рекой — тёмное пятно леса…
Новый кадр — куцая, одиноко возвышающаяся над натянутыми «линейками» электропроводов берёза со скворечником. «Проскользив» вниз по её стволу, камера едет вправо, выявляя сквозь туманную дымку сиротливые почерневшие деревянные дома, сараи… Лишь скрытые от посторонних глаз птахи, вызванивая на разные лады свои запевы, робко вспарывают тишину пока ещё погружённого в сон небольшого селения, полого спускающегося к той же реке. В застывшей будто в оцепенении воде отражается живописный, густо обросший зеленью противоположный берег, вдоль которого, оставляя какие-то мгновения полюбоваться живописной природой, движется камера…
Голос за кадром: «Эта история произошла в трудный послевоенный год. Странно: с тех прошло столько лет, а меня всё время не покидает чувство вины перед учителями».
…Телефильм «Уроки французского», который в 1978 году поставил на «Мосфильме» Евгений Ташков по мотивам одноимённого автобиографического рассказа Валентина Распутина, по-прежнему занимает достойное место среди лучших отечественных кинолент…

Напомним сюжет.
Мать (Галина Яцкина) растила своих троих детей, из которых одиннадцатилетний Володя (Миша Егоров) был самый старший, одна. Бедствовали, голодали. Весной, когда стало особенно туго, мальчик глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки, чтобы развести посадки в животе и тогда не думать всё время о еде…
Володя учился очень хорошо. Соседи, тот же дядя Илья (Борис Новиков), относились к мальчику уважительно, признавая за грамотея. Но в деревне была только начальная школа, поэтому мать решилась отправить его в райцентр, к своей знакомой (Валентина Талызина), потерявшей на фронте мужа и тоже оставшейся с тремя детьми.

.

И в новой школе у пятиклассника Володи пятёрки по всем предметам. Исключение — французский язык. Мальчик легко запоминал слова и обороты речи, «быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания», а с произношением не ладилось — «шпарил по-французски на манер» «деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями». Отчего «бессильно морщилась и закрывала глаза» молоденькая учительница — и она же его классный руководитель — Лидия Михайловна (Татьяна Ташкова; в титрах — Васильева).
Но самое страшное для Володи начиналось, когда он приходил из школы и оставался один. Наваливалась тоска по дому, по деревне. Он никогда раньше даже на день «не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей». Кроме того, постоянно недоедал. Хлеб и картошка, что ему «довольно часто, примерно раз в неделю» присылала мать, куда-то быстро исчезали…

.

Устроив дополнительные занятия французским по вечерам у себя на квартире, Лидия Михайловна несколько раз приглашает Володю вместе поужинать, но он наотрез отказывается от еды. А потом возвращает ей и странную посылку, отправленную ему на адрес школы, — с макаронами, гематогеном и несколькими большими кусками сахара…
Поняв, что попытки посадить мальчика за стол напрасны, Лидия Михайловна прибегает к хитрости — предлагает играть в «пристенок» на деньги и, конечно, подыгрывает ему.
Однажды в пылу громкого спора во время игры, они не услышали, как вошёл директор школы (Андрей Голубицкий), живший в соседней квартире…

…Яркий шар солнца застыл над заваленным сугробами, почти голым, бесприютным, словно бескрайним полем, где одиноко стоит школа. Сыпется разгоняемый леденящим ветром снег. Поодаль на протоптанной дорожке укутанная в большой пуховый белый платок поверх пальтишка и в высоких валенках учительница. Увидев Володю, шагнула навстречу.
— Здравствуйте!
— Здравствуй! Ты домой идёшь?
— Да.
— Я тебя провожу. Ну до свидания, Володя! Поеду к себе на Кубань. А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Во всём виновата я. Учись.
Положила мальчику руку на плечо и, не оборачиваясь, ушла.
И больше он её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, Володе пришла на школу посылка с макаронами. И — тремя румяными большими яблоками.

.

…И снова распахнутое настежь то же окно, но напротив — дорога, устремлённая вдаль. Варьируя, мотив окна повторяется. Меняется только пейзаж. Хлебное поле… Река… Снова дорога…
Окно распахнуто в тот мир, в ту жизнь, которую предстоит не пройти — прожить…

Вдумчивое, серьёзное отношение к литературному первоисточнику отличает и две другие экранизации Ташкова — драму «Дети Ванюшина» (1973) по одноимённой пьесе Сергея Найдёнова и шестисерийный телефильм «Подросток» (1983) по роману Фёдора Достоевского.

У Ташкова был свой почти постоянный состав актёров. Остановимся на тех, кто сыграл в «Уроках французского». Андрей Голубицкий до этого снялся в роли Курта Лемке в «Жажде» (1959), переводчика Гюнтера Фишера в «Майоре “Вихрь“» (1967), ротмистра Волина в пятисерийном «Адъютанте его превосходительства» (1969), Павла Семёновича Щёткина в «Детях Ванюшина», подполковника Шапурина в дилогии «Преступление» (1976). Он же выступил в роли доктора-акушера Стебелькова в «Подростке» и бухгалтера в современных «Ловкачах» (1987). Татьяна Ташкова предстала в образе героини Достоевского — Катерины Николаевны Ахмаковой («Подросток»), старшего следователя в «Ловкачах», а потом «вернулась» в XIX век — Эмилия Фёдоровна в биографическом фильме «Три женщины Достоевского» (2010), ставшем последней работой режиссёра. Ювелир Исаак Либерзон в «Адъютанте…», Кузьма Афанасьевич в «Преступлении», Пётр Ипполитович в «Подростке» — роли Бориса Новикова.

Автор
Елена КОНСТАНТИНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе