Вандализм на Донском кладбище продолжается

Санитарная вырубка деревьев на перекопском некрополе привела к разрушению десятков могил


В четверг жители Перекопа, пришедшие наводить порядок на Донском кладбище, ужаснулись – могилы их родных и близких были осквернены. Нет, это не очередная выходка сатанистов или последствия стихии – ограды, кресты, плиты были изувечены вполне официально, как это цинично не звучит. Просто, заботясь о безопасности жителей и по их же просьбе, власти в лице МАУ «Специализированная служба по вопросам похорон» (придумают же название!) начали санитарную вырубку старых деревьев. Дело-то оно, конечно, благое, но последствия…


Тяжелые, мощные деревья падали, сминая ограды, сгибая к земле кресты, раскалывая плиты. Местные жители тут же забили тревогу – приехало телевидение. Но начальство со спокойным видом отвечало, что это обычные издержки производства – по-другому невозможно. Да и вообще денег выделено мало – всего 150(!) тысяч на 7 деревьев – а работа ювелирная, точечная, приходится использовать промышленных альпинистов.


И вот тут приходится усомниться. Я тут же припомнил, что в прошлом году у меня в селе у бабушки проводили точно такие же работы три мужика с двуручной пилой и топорами за несколько бутылок водки. Позвонил и сообщил новость:


- Они что, рехнулись? - был их ответ. – Да за такие деньги можно все пилкой для ногтей выпилить…


Мы тут же выехали на Донское. В дороге водитель нас уверял:


- Зря едете – после телепередачи они уже все вычистили и вылизали.


Но нам «повезло» - распиленные деревья все еще продолжали лежать на могилах. Мы начали фотографировать, как вдруг с другого конца кладбища послышался резкий свистящий звук бензопилы. Мы ринулись туда и… обомлели – уже подальше от людских глаз рабочие в комбинезонах продолжали творить санкционированный вандализм. И что самое ужасное, еще более циничный – погнутые оградки они использовали, как «козлы» для более удобного распила. И при этом совершенно не стеснялись фотоаппарата.


Вернувшись в офис, звоним ответственным за этот беспредел. И те же самые начальники, которые вчера спокойно рассуждали перед камерой о стоимости и альпинистах, почему-то начинают молчать и отсылать нас выше. Но те, к кому нас отправляли, постоянно оказывались занятыми.


Но что бы ни ответили «законные» вандалы, ссылаясь на невозможность провести работы без урона, на дальнейшее восстановление изувеченного, на возможное финансовое возмещение ущерба – моральный ущерб, рану, нанесенную глубоким старикам не высчитает никакой суд. В который они и обратится-то не смогут – тем, у кого здесь лежат отец и мать, уже за 70 (кладбище закрыто в начале 1960-х). И о каком почтении к могилам мы будем говорить подросткам, если на их глазах взрослые делают то же самое, причем законно и за большие деньги?


СПРАВКА KP.RU


Донское  - одно из старейших в Ярославле кладбищ. Раньше находилось на территории Донской слободы. Оно было и городским, и сельским, поскольку располагалось на окраине города у деревни Новодуховской. У входа на  кладбище  стояла  Донская  церковь. Первые захоронения появились в конце XVII века. Там хоронили местных жителей, рабочих Ярославской Большой мануфактуры, крестьян близлежащих сел. В этом историческом месте находятся и могилы известных людей, вошедших в историю города. Именно на  Донском   кладбище  погребены знаменитый врач Петр Воскресенский и известный в  Ярославле  в начале ХХ столетия фотограф Герман Шлиппенбах. В 1935 году на  кладбище  установили памятник рабочим Ярославской мануфактуры, погибшим во время забастовок в 1895 и 1905 годах. В годы Великой Отечественной войны здесь хоронили детей ­блокадников, вывезенных из осажденного Ленинграда. Первые их могилки появились как раз рядом с памятником. А на другом конце кладбища, со стороны улицы Маланова, хоронили воинов, умерших от ран в ярославских госпиталях. Закрыли  Донское   кладбище  около 60 лет назад.


Тимур БИКБУЛАТОВ


КП-Ярославль


Поделиться
Комментировать