Строить город будем по-новому

При городском департаменте архитектуры и развития территорий создана рабочая группа. В ее составе более 20 экспертов в вопросах городского хозяйства, строительства, экспертиз в строительной отрасли. Их цель – готовить корректировки в правила землепользования, которые призваны сделать ярославские новостройки цивилизованными, а жизнь ярославских новоселов – более комфортной.

О том, каких сфер коснутся корректировки, рассказал директор департамента архитектуры и развития территорий города Павел ПАЩЕНКО (на снимке).
   – Павел Витальевич, обрисуйте одним словом какую-либо ключевую проблему  из числа тех, что должны решиться после принятия корректировок. 
   – Это слово – «парковки». В мэрию и районные администрации Ярославля постоянно поступают обращения жителей, возмущенных тем, что автомобили паркуются на газонах, на проезжей части,  даже на детских площадках. Действующие нормативы, регламентирующие размещение парковок, приняты в те давние времена, когда в Ярославле автомобиль был роскошью и любую дорогу можно было перейти без светофора. 
   По действующим СНиП на 200-квартирный дом положено всего 19 парковочных мест. А в реальной жизни практически каждая семья, въезжающая в новую квартиру, или имеет, или собирается приобрести машину. Вывод:  мы не должны больше строить по старинке, в градостроительные правила нужно вносить серьезные изменения. 
   Понятно, что новые архитектурные регламенты не могут распространяться на уже застроенные территории, но в регулировании новой застройки они необходимы. По нашему мнению, нужно внести в правила землепользования и застройки поправку, обязывающую застройщика предусматривать дополнительные площади для обустройства парковочных мест.
   – Вы разрабатываете новые нормативы для парковок «с чистого листа» или опираетесь на чей-то опыт?  
   – Мы запросили статистические данные в ГИБДД, в районных администрациях, изучили опыт других городов. Так, в Новосибирске при каждом новом строительстве на 3-комнатную квартиру приходится одно парковочное место. В Волгограде шкалу измерения потребностей в парковочных местах привязывают к квадратному метру жилья. Мне представляется более логичной и управляемой система привязки не к метрам, а к квартирам. 
   Мы планируем предусмотреть разный коэффициент по количеству парковочных мест для каждого из районов, для зон малоэтажной и многоэтажной застройки, для зданий различного назначения. Если депутаты муниципалитета в сентябре сочтут наши инициативы разумными, то в новой редакции правил землепользования и застройки города Ярославля парковочный норматив будет изменен. 
   – Не подорожает ли жилье из-за введения новых «правил игры»?  
   – В какой-то мере, например, если паркинг будет располагаться в цокольном или подземном этаже дома. Это повлечет за собой увеличение площади участка, выделяемого под строительство. Но причиной существенного подорожания  изменение нормативов, определяющих количество парковочных мест, не станет. А вот плюсы очевидны. 
   Человек должен иметь возможность свободно выйти во двор, погулять с коляской, пройти по тротуару,  на детскую площадку, не протискиваясь между машинами. Речь идет о том, чтобы вместе с застройщиками принять такие градостроительные решения, которые позволят делать жилье действительно достойным. 
   – Какие другие проблемы сейчас в центре внимания рабочей группы?
   – Корректировок к градостроительным нормативам разрабатывается целый комплекс, к сентябрю подготовим его полностью. Еще одно принципиально важное изменение – предложение новых нормативов минимальных и максимальных размеров участка земли, отведенного под строительство. Правильное определение размеров участка для каждого вида строений позволит снизить остроту проблемы спекуляции земельными участками. Кроме того, речь идет об уменьшении плотности застройки. Посмотрите, как она изменялась: так называемая хрущевская застройка имела плотность 4 – 5 тысяч кв.м на гектар земли. Брежневская – уже 5 – 7, далее плотность застройки увеличивалась постоянно и сейчас в некоторых случаях достигает 25 тыс. кв.м на гектар земли! У нас есть случай, когда на участке 1000 кв.м был построен 17-этажный дом! Это примерно так же, как если бы вы у себя на даче поселили 600 человек. У этого дома нет собственной контейнерной площадки, спортплощадки, детского городка, о парковках речи тоже нет. Вот результат той нормативной базы, которую мы сейчас имеем. 
   Плотность застройки надо снижать. Это повысит комфортность жизни людей, позволит более рационально использовать инфраструктуру, сети. Разумеется, мы понимаем, что застройщики заинтересованы как раз в обратном –  чтобы на небольшом участке уместилось как можно больше квадратных метров жилья. С коммерческой точки зрения логика понятна, но есть еще интересы города и его жителей, и их нельзя приносить в жертву интересам бизнеса.  
   Однако мы хотим соблюсти разумный и гуманный баланс интересов и поэтому пригласили в нашу рабочую группу специалистов самого разного профиля:  представителей архитектурного сообщества, строительной экспертизы, руководителей крупных проектных институтов, застройщиков, депутатов муниципалитета, глав администраций, директоров управляющих компаний. Снижение плотности застройки направлено не только на создание комфортных и цивилизованных стандартов проживания людей в городе. Этот норматив позволит нам сделать так, чтобы точечная застройка, про которую не говорит только ленивый, наносила меньший ущерб.  
   Полностью ее запретить не удастся, законодательство у нас разрешает строить на земельном участке. Но при наличии глубоко продуманных строительных нормативов подобные строения не будут мешать существующей застройке и нанесут минимальный вред инфраструктуре. 
    – Вы решаете такие глобальные вопросы.  А есть что-то более приземленное, бытовое, понятное каждому?
   – Есть большая головная боль управляющих компаний, глав администраций и постоянный источник неудобств для жителей многоквартирных домов –  размещение контейнерных площадок.  При строительстве новых домов не всегда есть возможность найти место для новой контейнерной площадки. Увеличивать существующие в большинстве случаев нельзя: правилами запрещено размещение более 5 контейнеров на одной площадке. Перенесли на какие-нибудь 40 метров – и сразу множество недовольных: кому-то далеко, у кого-то запах под окнами.  
   Особенные трудности возникают в районах малоэтажной жилой застройки (2 – 6-квартирные дома), например, в Тверицах, Починках. Мы хотим создать систему, при которой еще до выдачи разрешения на строительство застройщик имел бы на руках документы с указанием, где он будет размещать новую контейнерную площадку или какую из уже существующих предполагает для использования новоселами. 
   Должен быть договор о намерениях с управляющей  компанией, либо соглашение с администрацией, либо должна быть построена новая, соответствующая всем стандартам благоустройства контейнерная площадка. Кроме того, у городской власти и у управляющих компаний часто возникают проблемы, когда жилые квартиры переводят в нежилые помещения, открывают там кафе, магазины или салоны бытовых услуг. Естественно, что после работы магазина, занимающего помещение бывшей  трехкомнатной квартиры,  мусора образуется намного больше, чем от квартиры, в которой просто живут люди. Но эти горы мусора выносятся на ту же не рассчитанную на такую нагрузку контейнерную площадку, и управляющая компания вынуждена расчищать эти «авгиевы конюшни» за те же деньги, за которые просто вывозила бытовой мусор. 
   Эта проблема требует вдумчивого и гибкого подхода, и мы надеемся, что сумеем внести изменения в правила землепользования и застройки таким образом, что она будет эффективно решена. И не только она. Мы рассчитываем, что если корректировки, разработанные рабочей группой, будут одобрены и приняты, то жизнь ярославцев станет более комфортной.
Городские новости

Поделиться
Комментировать