Вспомнили всех поименно

В Рыбинске вручили памятные нагрудные знаки ветеранам подразделения особого риска. Совсем молодыми ныне убеленные сединами люди участвовали в испытаниях ядерных бомб на Семипалатинском и Тоцком военных полигонах и Новой Земле, собирали элементы атомного оружия и ликвидировали аварии на оснащенных ядерным оружием подводных атомоходах. Они обеспечили обороноспособность Родины в условиях всемирной гонки вооружений и спасли мир от глобальной катастрофы.  

Рыбинск стал единственным городом на Ярославщине, где они по решению центрального правления общероссийского союза общественных объединений «Союз «Чернобыль» - России» получили памятные знаки «Ветеран подразделения особого риска - 60 лет». Награждение сорока девяти рыбинцев этими нагрудными знаками приурочено к 60-летию начала испытаний ядерного оружия в СССР.

Стоит напомнить, что первая советская атомная бомба была взорвана на Семипалатинском военном полигоне 29 августа 1949 года. Сегодня в Рыбинске проживают тринадцать бывших военнослужащих, которые принимали участие в первых советских ядерных испытаниях. Двадцать награжденных памятным знаком своими глазами видели апокалипсис, вызванный водородной бомбой, взорванной 14 сентября 1954 года на Тоцком военном полигоне.

Вот как об этом вспоминает Юрий Крылов, которому сейчас 75 лет:

- Не дай Бог еще раз пережить такое, что мне довелось видеть. Эта бомба - страшная вещь. После взрыва земля заходила ходуном. Я лежал на земле, закрыв лицо руками, и видел кости рук - как будто рентгеном просветило. Спустя несколько часов после взрыва началась артподготовка, потом авианалет. Но по сравнению с ядерным взрывом взрывы обычных бомб и снарядов напоминали детские хлопушки. Потом пошли в атаку танки, самоходки, за ними мы, пехота, в полной боевой экипировке. Все было так, как будто шла настоящая война.

- Страшно было? - поинтересовался я у него.

- Нам было по двадцать лет. Поэтому мы не страшились. И, конечно, не понимали, какие последствия будут для нас в будущем.

Юрий Крылов после окончания учений обнаружил седину на виске. Сбривал седые волосы, пока не вернул волосам естественный цвет. Но вскоре у него, как и у многих солдат, волосы стали выпадать пучками.

С годами проявила себя язва желудка, стали болеть суставы. Он уверен, что болезни связаны с испытанием ядерного оружия.

У капитана 3-го ранга в отставке Леонида Новожилова своя история военного подвига. В августе 1973 года он участвовал в ликвидации аварии на атомной подводной лодке К-446 Тихоокеанского флота во время ее перехода из Приморья к берегам Камчатки. Спустя двое суток, когда подлодка прошла половину пути, зазвенели датчики корабельной установки радиационного контроля. Произошла разгерметизация первого контура ядерного реактора. Можно только догадываться, какие глобальные последствия могла иметь авария на подводном атомоходе, в отсеках которого были 16 баллистических ракет с тремя ядерными боеголовками каждая. Безусловно, на командире группы автоматики и телемеханики ядерной энергетической установки, капитан-лейтенанте Леониде Новожилове, лежала колоссальная ответственность при ликвидации аварии. Моряки-тихоокеанцы справились с ядерной угрозой и вернулись в порт приписки.

Все ветераны подразделения особого риска давали подписку о неразглашении военной тайны в течение двадцати пяти лет, но иные из них молчали полвека. Лишь в девяностых годах, гораздо позже, чем чернобыльцы, они получили от государства социальные льготы. В Рыбинске у них есть место, где они могут возложить цветы в память о погибших от радиации товарищах, - обелиск «Рыбинцам, пострадавшим в радиационных катастрофах» на Волжской набережной. Они приходят туда 26 апреля вместе с ликвидаторами аварии на ЧАЭС.

Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать