Символ защиты и победы

У Дмитрия Полознева, кандидата исторических наук, директора областной библиотеки им. Некрасова, есть своя точка зрения относительно того, что считать памятником событиям 1612 года.
– Мемориалом Смутному времени я считаю церковь Николы Надеина, – рассказывает историк. – Ее построили после Смуты, в 1620–1622 годах на берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Заказчиком строительства был один из самых богатых купцов города Епифаний Светешников, по прозвищу Надея (отсюда и второе название церкви – Надеина). Купец был активным участником ополчения Минина и Пожарского. Но не только поэтому я считаю эту церковь мемориалом Смуты, а прежде всего из-за ее символики.


Вот некоторые примеры. Храм был освящен 5 июня 1622 года – это день избавления Москвы от набега Ахмат-хана в 1480 году заступничеством иконы Богоматери Владимирской. В церкви Николы Надеина хранилась фелонь (священническое облачение), которая была подарена, по легенде, царем Михаилом Федоровичем Романовым. На фелони изображены две иконы – Казанская и Владимирская. Владимирская – защитница династии Рюриковичей, она защищала от татар, Казанская – защитница новой династии, Романовых, она защищала от поляков.
Еще момент: после Смуты в храме появились приделы Михаила Малеина (это патрон Михаила Романова) и Макария Унженского (святого патрона патриарха Филарета). То есть посвящение престолов связано с событиями и персонажами Смутного времени. А на одном из колоколов церкви, отлитом по заказу Надеи Светешникова в 1623 году в Голландии, есть надпись на латыни «Если Бог с нами, кто против нас?».
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать