Они завоевали Париж, но не дошли до Рыбинска

В конце минувшей недели после шести лет вынужденного отсутствия свое место возле ВВЦ в Москве заняли «Рабочий и колхозница». Пятнадцатиметровые гиганты после реставрации разместились на новом 34-метровом гранитном постаменте, точно воспроизводящем постамент, на котором они стояли в дни своего триумфа на международной выставке в Париже в 1937 году. По возвращении на Родину стальные триумфаторы, олицетворяющие советское государство, по первоначальному плану должны были всматриваться в даль рукотворного Рыбинского моря.


ВМИНИ-МУЗЕЕ в кабинете начальника исправительной колонии N 2 УФСИН по Ярославской области мне довелось видеть фотокопию чертежа скульптурной пары «Рабочий и колхозница». Вот только смотрелись они совсем не так, какими их привыкли видеть возле ВДНХ несколько поколений россиян. Все разъясняла подпись под чертежом: «В. Мухина. Проект установки группы «Рабочий и колхозница» на Рыбинском гидроузле. 1937 - 1938 год».
Исправительные учреждения строгого режима на левом берегу Волги в Рыбинске - это осколки Волголага, который прекратил существование в середине 50-х годов прошлого века. Политзаключенные обрели свободу, а вместо них там стали отбывать наказание уголовники, совершившие тяжкие преступления и рецидивисты. В исправколонии N 2 память о прошлом берегут в импровизированном музее. Логично, что в копилке этой памяти есть свидетельства грандиозных достижений, символизировать которые должны были «Рабочий и колхозница».
Но подлинной документальной летописью Волгостроя - Волголага является архив архитектора Дмитрия Морозова, который поступил в октябре 2001 года в фонды Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. По его проектам в 1937 - 1951 годах был построен Шекснинский комплекс сооружений Волгостроя (здание Рыбинской ГЭС, клуб и жилые дома в поселке гидроэнергетиков), за что архитектор был удостоен Сталинской премии. Так вот, среди более чем пятисот фотографии, представленных в персональном архиве Дмитрия Морозова, оказались два снимка, которые дают однозначный ответ, где должны были стоять «Рабочий и колхозница» после возвращения домой из Парижа. На снимках изображен - вид спереди и сзади - гипсовый макет всемирно известной скульптуры, выполненный Верой Мухиной специально для установки перед средней башней рыбинских шлюзов.
В 1941 году за свою скульптурную композицию Вера Мухина была удостоена Сталинской премии 1-й степени.
Пятнадцатиметровые колоссы были изготовлены по новейшей для того времени технологии. Главный инженер ЦНИИ машиностроения Петр Львов предложил Вере Мухиной использовать для изготовления скульптур листы из нержавеющей хромоникелевой стали - совершенно новый сплав, который отличался податливостью в обработке и особой прочностью. Общий вес металлической оболочки составил 9 тонн, размеры скульптурной группы от основания до высшей точки - конца серпа в руке колхозницы - 24,5 метра. Оппоненты Львова пугали Мухину, что это провальная затея, и предлагали ей для форсирования сроков исполнения правительственного заказа использовать гипс и даже покрашенную под металл фанеру. Однако скульптор доверилась инженеру-металлургу. И не ошиблась. Наверное, стоит добавить, что великое будущее «Рабочего и колхозницы» также предопределило личное одобрение товарища Сталина.
25 мая 1937 года в Париже открылась Международная выставка. Публика не скрывала восхищения, любуясь «Рабочим и колхозницей». Грандиозный символ социалистического труда, установленный на 34-метровом здании-постаменте, обеспечил успех советскому павильону, внутреннее убранство которого не блистало особыми научно-техническими достижениями.
Вера Мухина была одухотворена успехом «стальной пары», поэтому смело предложила установить «Рабочего и колхозницу» на Ленинских горах. Они бы прекрасно смотрелись в вышине над столицей. Но не-ожиданно последовал безапелляционный отказ. Спорить было бесполезно. Потому что всемогущий Лаврентий Берия заявил, что на Ленинских горах будут строиться корпуса Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова. Вера Мухина нашла альтернативный вариант.
На Верхней Волге в то время кипела грандиозная стройка - возводились Угличская и Рыбинская ГЭС, создавалось Рыбинское водохранилище и Рыбинский гидроузел с уникальной системой шлюзов. Перед архитекторами и скульпторами была поставлена задача - передать в образе каждого сооружения пафос и героику, идейную насыщенность социалистического созидания. В августе 1939 года двухтысячным тиражом вышел спецвыпуск газеты «Большая Волга» под названием «Архитектурные сооружения Волгостроя». На второй странице издания появился рисунок с пояснительным текстом: «Скульптура «Рабочий и колхозница» работы скульптора В. И. Мухиной. Группа из нержавеющей стали предполагается к установке на нижней голове Рыбинского шлюза». В разделе «Рыбинский гидроузел» дан чертеж нижней головы шлюза (старший архитектор Д. Б. Савицкий, архитектор М. Л. Шпекторов) с установленной там скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».
Поскольку строительство гидроузла еще продолжалось, то скульптурную группу решили установить напротив главного входа открытой в 1939 году Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Соорудили постамент - чуть более десяти метров высотой. Он был явно мал для гигантов социализма. Поэтому его изначально рассматривали как временное пристанище для «Рабочего и колхозницы». Но они на нем задержались до октября 2003 года.
Почему же завоевавшие Париж «Рабочий и колхозница» так и не дошли до берегов Верхней Волги?
17 мая 1941 года через шлюз Рыбинского гидроузла прошли первые суда. А спустя 36 дней началась война. И лишь через пять лет после ее победоносного окончания, когда страна вернулась на мирные рельсы, вновь встал вопрос: каким образом монументально увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя?
Это удалось сделать московскому скульптору Сергею Шапошникову. Памятник «Мать-Волга» на мысу дамбы в преддверии рыбинских шлюзов - это один из лучших его очерков в камне. Пятьдесят шесть лет величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом, решительным рисунком губ вглядывается в даль Рыбинского моря с 28-метровой высоты.
«Мать-Волга» заслуженно стала одним из символов Рыбинска. «Рабочий и колхозница» стали всероссийскими символами. Сейчас они приобрели подобающий им вид, прочно встав на 34-метровом гранитном постаменте. Сегодня они смотрятся так же триумфально, как смотрелись семь десятилетий назад в Париже.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать