ТО ЕСТЬ вам конкретно пофамильно могут показать: «Вон Александр Николаевич - сицкарь. Разве его переспоришь?» Я знаю таких сицкарей не только в Некоузе, но и в Мышкине. Серьезные исследователи считают, что они обладают этнической общностью. Даже по внешнему виду их отличают: они чаще белесоваты, невысоки ростом, упрямые, ловкие, ухватистые. Исстари славились своим плотницким ремеслом.
В Некоузе доводилось слышать воспоминания о тех временах, когда деревня была еще многолюдной: «Если сицкари на гулянку приехали, то девчонки собираются домой - обязательно будет драка!» Один бывший брейтовчанин недавно рассказал мне, как он дрался с сицкарями в 60-е годы. Тогда ему было 15 лет. У своего сверстника с берегов Сити он выбил финку, висевшую в ножнах на поясе.
О происхождении сицкарей существуют разные гипотезы. Например, что это потомки вольных новгородцев, высланных сюда при Иване Грозном. Сами сицкари считают, что они произошли от татар, смешавшихся здесь с местным населением после битвы в 1237 году. Есть и другие краеведческие версии.
Сицкари отделяют себя от хомунов, то есть тех местных жителей, что живут в отдалении от Сити, в лесах. На эту тему есть и шутливые присказки, и частушки. Брейтовчанин, когда-то выбивший финку у сицкаря, процитировал одну из них:
Сицкари идут дорогой,
Хомуны - по сторонам.
Вы не бойтесь, толстопузые,
Не будет худо вам!
Я эту частушку чуть в другом варианте слышал еще в школьные годы. Заинтересовало колоритное слово «хомун». Такие необычные слова или целые словосочетания я обычно записываю в блокнот. Так и пролежало оно там сорок с лишком лет, а потом я, к своему удивлению, встретил его в книге о новгородском диалекте известного лингвиста Андрея Зализняка. Ученый этот - автор престижных премий, известен всем, кто интересуется историей и филологией. Он долгое время изучал и расшифровывал берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде Великом.
Читаешь их - и, как живые, встают люди X - XI веков. Есть грамоты, написанные забористой матерщиной, а есть нежные, любовные. Но больше берестяных писем о торговле, о хозяйстве, о налогах и разных платежах. И вот в одной из таких грамот под номером 526 я встретил слово из брейтовской частушки - «хомун».
Это долговой список. В нем значится, что долга «за Хомуном и за Дроздом 5 гривен без куны». Но имеет ли этот Хомун отношение к современным хомунам? Уточнить можно было только у маститого автора книги о новгородском диалекте.
И такой случай представился. В позапрошлом году Зализняк приезжал в Ярославль с лекцией. Он прочитал ее в музее-заповеднике. Я попросил работавшую там мою знакомую передать ученому мою частушку. Может, она пригодится для этимологического толкования слова «хомун»? Поскольку в комментарии к этой грамоте окончательно растолковать это имя уважаемый ученый затруднялся. Чаще на бересте были запечатлены такие имена, которые говорят сами за себя. Например, женские Добрашка, Нежатка, Жирочка, Домашка, Страшка.
Андрей Анатольевич хорошо знает, кто такие сицкари, он заинтересовался частушкой и сразу же согласился, что, скорее всего, это одно и то же слово. Та грамота, где упоминается задолжавший Хомун, датируется 1050 - 1070 годами. То есть слову этому уже почти тысяча лет. Вот какую бездну времени раскрыла обычная брейтовская частушка.
В заключение стоит отметить: сицкари известны давно, прошу не путать их с кацкарями. Кацкари появились в эпоху музеефикации Мышкинского района. Музейный центр их - деревня Мартыново. Они как бы зеркально отражают сицкарей. Те живут по Сити, а эти - по реке Кадке. В то же время примерно все чаще стала звучать гипотеза и о том, что битва на Сити происходила на самом деле на территории Мышкинского района. Но это уже совсем другая история, как говорил один классик. Она имеет отношение к туристическому бизнесу, к рекламе, но не к филологии. В рекламной области никакие версии не запрещены. Еще в советские времена были любители старины, называвшие героя «Илиады» Ахилла древнерусским князем.
Золотое кольцо