Царский фотограф

Цветную фотографию в начале XX века изобрел житель Владимира Сергей Прокудин-Горский. Дореволюционное фото для современного человека – это, как правило, потускневшие от времени черно-белые снимки. Поэтому первый вопрос, который возникает при виде работ Прокудина-Горского: почему все фотографии цветные? Может, раскрашены? Невероятно, но факт: хотя цветная фотопленка появилась в 30-х годах XX века, уже в 1904 году владимирский ученый изобрел способ проекции цветного изображения и создавал фотографии в цвете!

Свой метод

Родился Сергей в городе Коврове Владимирской губернии в семье потомственных дворян в 1863 году.

– Его отец – Михаил Николаевич – служил в Тифлисском гренадерском полку, – рассказывает директор Ковровского историко-мемориального музея Ольга Монякова. – Когда у него родился старший сын Сергей, он поступил в ковровскую дворянскую опеку, служил здесь до 1872 года, потом его пожаловали придворным званием камер-юнкера, и вся семья Прокудиных-Горских переехала в Санкт-Петербург.

В Петербурге Сергей поступил в технологический институт, после его окончания – в химическую лабораторию Дмитрия Ивановича Менделеева. Одновременно изучал живопись в императорской академии.

Научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Дягилева:

– Сергей Михайлович Прокудин-Горский познакомил российскую общественность со своим фотометодом уже в 1905 году, продемонстрировав серию цветных изображений, сделанных им в России и за границей. А замысел его был грандиозен: запечатлеть в цвете с помощью собственной технологии все достопримечательности тогдашней России! Но этот проект оказался очень дорогостоящим. Помог счастливый случай: молва о цветных проекциях Горского дошла до царя, и он пригласил Сергея Михайловича во дворец – для сеанса. Николай II, будучи сам увлечен фотографией, был поражен работами ученого. По высочайшему повелению Прокудину были выделены пульмановский вагон, пароход и автомобиль Форда. А еще были даны документы, согласно которым господин Прокудин-Горский мог беспрепятственно осуществлять съемки любых объектов, даже стратегических – железнодорожных мостов и заводов.

Фотография интересовала Горского прежде всего как химический и физический процесс.

Ученый создавал негативы, используя фотоаппарат, который экспонировал одну продолговатую стеклянную пластинку три раза в быстрой последовательности через три фильтра: красный, зеленый и синий.

Дорогой Наполеона

Однако печать снимков в то время была удовольствием более чем дорогим. Одна фотография обходилась в 10 рублей – сумма немалая, в некоторых губерниях на такие деньги корову можно было купить. Положение потомственного дворянина не позволило Прокудину-Горскому для осуществления своей миссии просить денег у императора. В своем дневнике он так и написал: «Государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил»...

Помимо этого Сергею Михайловичу надо было содержать и семью – детей у него было трое. А состояние было не таким уж и большим. Впрочем, доход приносили студии и фотоателье, а также лекции, с которыми он выступал в различных городах.

Пульмановский вагон, в котором была прекрасно оснащенная лаборатория, провез Горского по всей России: Урал, Сибирь, Туркестан, Кавказ, Приволжье. В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Прокудин-Горский «прошел» по России путем Наполеона.

Лакировкой действительности ученый-фотограф не занимался, на его снимках – закованные в цепи узники, крестьяне в каждодневных одеждах, то есть далеко не «потемкинские» деревни...

С началом Первой мировой войны экспедицию пришлось приостановить – вагон-лаборатория был передан армии.

Сокровища с чердака

После расстрела царской семьи Горский эмигрировал, довольно долго скитался по странам Западной Европы и окончательно осел во Франции. К слову сказать, в 1922 году бывший царский фотограф познакомился с братьями Люмьер, открыл вместе с ними фотолабораторию.

Умер первооткрыватель цветного фото в весьма преклонном возрасте, на 81-м году жизни. Наследники не понимали, какие богатства находятся в их руках. Коллекция несколько лет пылилась то ли на чердаке, то ли в подвале. Стеклянные пластины без должного ухода покрывались пылью, царапинами, некоторые разбились. Потом место срочно надо было освободить, и они решили избавиться от коллекции, предложив архив деда библиотеке Конгресса США. Увидев, какое достояние попало к ним в руки, американцы сначала глазам своим не поверили: уникальные виды имперской России в полном цвете!

Сейчас уникальная коллекция принадлежит американцам, а в Россию фотографии Прокудина-Горского привозят только для выставок.

– Пока мы собираем порой случайно попадающие к нам архивные документы, – продолжает Ольга Монякова. – Но вскоре обязательно включим фотографии Прокудина-Горского в постоянную экспозицию, так как это наш выдающийся земляк.

В бывшем родовом имении Прокудиных-Горских, что находилось в деревеньке Фуниковая гора, о бывших хозяевах, похоже, ничего не знают. Впрочем, и население там весьма условное – обитают всего два дачника да одна постоянная жительница.

От барской же усадьбы остался тенистый старый сад...


Аннета Татарникова, Владимир – Ковров
КАРАВАН-РОС, 23.05.2006

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе