«Горе от ума» в постановке Игоря Селина: репетиции в разгаре, премьера 8-9 июня!
27 мая 2009 ●
По материалам прессы
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова живет в ритме подготовки нового спектакля: репетиции комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» в постановке петербуржского режиссера Игоря Селина выходят на решающую стадию (премьера - 8-9 июня).
Об этом сообщила в среду пресс-секретарь Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова Ирина Плишина.
Игорь Селин отнюдь не приверженец традиционного подхода к классике, о чем свидетельствуют его предыдущие работы: «Маскарад» по М. Лермонтову в Александринском театре совместно с хором и оркестром Академической капеллы Санкт-Петербурга, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в Национальном театре драмы им. Леси Украинки (Киев), «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира в Театре Романа Виктюка (Москва)… Ставить «Горе от ума» Селину предложил директор Волковского театра Борис Мездрич; для этой задачи режиссер собрал грандиозную постановочную группу, в которую вошли профессионалы высочайшего класса.
Художник-сценограф спектакля Александр Орлов - лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» и Государственной премии России – придумал лаконичные и впечатляющие декорации-трансформеры, создающие конструктивистский образ современного мегаполиса. Костюмы художника Ирины Чередниковой - обладателя премии «Золотой софит» – лаконичны, но поражают воображение сложносочиненными украшениями и замысловатыми прическами. Не меньшее значение в постановке играют свет, пластика, изображение, звук… Световую партитуру спектакля создает художник по свету Глеб Фильштинский, владелец двух «Золотых Масок» и «Золотого софита»; пластику ставит культовый хореограф Артур Ощепков; видеоинсталляции спектакля создает Иван Купцов, музыкальное оформление - Владимир Бычковский; с оркестром репетирует Владимир Селютин.
Комедии «Горе от ума», вероятно, принадлежит пальма первенства среди постановок за всю историю русского театра – и Волковский не исключение. Согласно материалам музея театра, только до 1905 года пьеса шла здесь не менее девяти раз. В советское время «Горе от ума» ставили четырежды – последний раз в 1975 году; так что многие зрители, видевшие версию 34-летней давности, еще помнят Софью - заслуженную артистку России Татьяну Исаеву (тогда Кривошеину), Лизаньку - народную артистку России Татьяну Иванову (Опаркину), княгиню Тугоуховскую - народную артистку России Наталью Терентьеву (кстати, в постановке 2009 года Наталья Ивановна играет эту же роль). Сейчас на сцене все поколения волковцев во главе с приглашенным на роль Фамусова заслуженным артистом России Сергеем Куценко, ректором Ярославского государственного театрального института. На переднем плане – молодежь: Чацкий – Алексей Кузьмин, Софья – Ольга Старк, Молчалин – Семен Иванов и Николай Шрайбер, Лизанька – Наталья Мацюк, Скалозуб – Сергей Карпов. В актерском расписании наряду с обычными репетициями значатся балетные классы, уроки французского языка и игры на фортепиано. По словам режиссера, в этой постановке от актеров требуется максимально проявить индивидуальность, обнажить свои подлинные чувства и переживания, добиться абсолютно современного способа существования на сцене, максимально приблизив персонажа пьесы к реалиям сегодняшнего дня.
«Горе от ума» давно уже воспринимается как некий цитатник из школьной программы, нечто про «лишнего человека», «общество фамусовых» и «грибоедовскую Москву»… Поэтому так важно перечитать пьесу, вспомнить, что на самом деле она - про любовь, про молодежь, которая входит в эту жизнь со своими чувствами, не зная, что все в мире – обстоятельства, общество, эпоха – препятствует любви. «Горе от ума» - это история, где все любят не так и не тех, где конфликт поколений переходит в конфликт разума и чувства, приличий и желаний, несбывшихся надежд и юношеских мечтаний.
ЯРНОВОСТИ