«Наука расставания» в спектакле Сергея Пускепалиса

Постановкой известной пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» в режиссуре Сергея Пускепалиса Волковский театр отметил 90-летие со дня рождения выдающегося драматурга. Володин – это Чехов нашего времени. В своих пьесах он воссоздал обыденный поток жизни и обнажил его драматический нерв, покорив естественностью и честной интонацией.

Премьерные показы спектакля «С любимыми не расставайтесь» 10-12 февраля прошли с большим успехом. Спектакль никого не оставил равнодушным, театральные «разъезды» после премьерных показов проходят в шумных спорах, дискуссиях, столкновениях полярных оценок.

Здесь все впервые. Впервые зрители, пройдя через весь зрительный зал, поднимаются на большую сцену, где развертывается настоящее Действо – сражение за человеческую душу, где «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Впервые на сцене воздвигнуты зрительские трибуны, где за спиной каждого зрителя возникает некий фото-двойник. Режиссер Сергей Пускепалис и художник Эдуард Гизатуллин опрокидывают представления о привычном Володине, до нынешних дней почти всегда исключительно камерного, чуждого какой бы то ни было публичности. Впервые актеры существуют одновременно в Большом Космосе, Хаосе публичной жизни и глобального сокровенного одиночества. Создатели спектакля отважились на рискованный шаг, решив встроить героев пьесы в пространство трансформаций современной культуры, масс-медиа, светового и музыкального шоу.  


Но главный вопрос спектакля: «Зачем расставаться с любимыми? Ради других любимых? С которыми тоже расставаться? А с ними ради чего? Ради того, чтобы, наконец, расстаться со всеми вместе?» Пускепалис в подробностях «изучил науку расставанья в простоволосых жалобах ночных…» Простые вещи – развод семи супружеских пар. Но в «простых вещах» скрыты притчи Володина и его размышления о частном и общем в нашей жизни. Драма Кати (Александра Чилин-Гири) и Мити (Илья Коврижных) развертывается на фоне историй расставанья Козловых, Никулиных, Шумиловых, Керилашвили…

Контрасты аттракционов «масскульта», морока агрессивной среды и тонких интимных душевных переживаний – главный режиссерский прием и драматический баланс спектакля. В нем живет тоска по человеческому единству и гармонии. Репризная игра актеров, буквально купающихся в своих небольших ролях, полна драгоценных подробностей, которые надо видеть. Режиссеру удалось вписать персонажей спектакля в пространство «простых вещей», добиться доверительности интонации, впечатлений живой жизни. Не случайно, в судьбах многих персонажей спектакля взволнованные зрители узнают себя и своих знакомых. 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе