Случайно или нет, но получилось, что Григорий Либкен не снял ни одной комедии, все работы являлись исключительно драмами. Первой картиной производства Либкена стала «сенсационная драма по материалам уголовного процесса» - «Дочь купца Башкирова» (она же «Драма на Волге», «Дочь купца»). Молодую красавицу отец-самодур намеревается выдать замуж за старика. Однако у нее уже есть возлюбленный, которого она во время одного из тайных свиданий прячет от отца под периной. Все было бы невероятно смешно, если бы не было так грустно - молодой человек под периной задыхается. Спрятать труп девушке помогает дворник. Однако, как потом выясняется, далеко не безвозмездно: он заставляет ее совершать одно преступление за другим, а кроме того, вынуждает стать своей любовницей. После очередной отвратительнейшей сцены в трактире чаша терпения несчастной переполняется. Она поджигает трактир. В огне в страшных муках сгорает злодей-дворник, а заодно и все остальные свидетели ее позора.
Картина имела успех. Вестник кинематографии в 1913 году отмечает, что «Драма на Волге» «поставлена на редкость блестяще, удачны и красивы виды Волги, на фоне которых разыгрывается драма».
Вслед за этой драмой кинофабрика Либкена снимала кино о Стеньке Разине («Понизовая вольница»). Съемки фильма с размахом проходили на Верхнем острове. Специально для фильма были выстроены струги и челны, была набрана многотысячная массовка. Не последнюю роль в тогдашнем успехе ленты сыграла и рекламная кампания: иллюстрированные художественные плакаты, афиши, брошюры.
Еще одна работа – «Дети купца Волжина» (первоначальное название – «Петра Смирнова сыновья») – была связана со скандалом в семье того самого водочного магната Петра Смирнова, чью знаменитую «смирновку» пила вся страна.
Хитрый ярославский предприниматель Либкен, узнав каким-то образом об этом скандале, решил подзаработать, по сути, с помощью шантажа. Представители Смирнова были приглашены на кинофабрику в качестве первых зрителей картины «Петра Смирнова сыновья». Просмотр фильма поверг их в шок. Выход ленты в прокат грозил стать грандиозным скандалом.
В итоге предприимчивый Либкен получил восемнадцать тысяч «отступных», но это была еще не вся прибыль: Либкен умудрился нажиться и на прокате. Переименованную в «Дети купца Волжина» картину крутили по всей России. «Неправдою тяжкою и горем людским, рассеивая пьяный яд по всей Руси, нажил пивовар Петр Волжин свое богатство. И, словно в наказание отцу, кара пала на детей», - писал об этой истории в 1915 году журнал «Сине-фоно».
Были на съемках у Либкена и казусные ситуации. Так, работа над картиной «Ледяной дом», или «Дом на Волынской», длилась два года. Специально для этого в 1914 году в Ярославле был выстроен ледяной дворец. Однако с доставкой костюмов из Москвы случилась досадная задержка, и весной сказочный дворец растаял. Но упорный Либкен не оставляет своих планов. В 1915 году он заново отстроил ледяной дворец, и на этот раз съемки состоялись.
Кинофабрика находилась у Романовской заставы (территория бывшего театрального городка за ТЮЗом). Либкен набирал огромные массовки, иногда – тысячи людей, снимал фильмы с участием своей пассии, итальянской актрисы Пертини, иногда сам исполнял эпизодические роли (например, роль хана в киноленте о Стеньке Разине), имел прокатную контору в Петербурге. Очевидно, что любовь к деньгам у этого человека прекрасно сочеталась с любовью к творчеству, и какими бы подводными камнями ни сопровождалось производство фильмов, ярославская кинофабрика внесла свой вклад в отечественный кинематограф.
ЯрФИЛЬМ