Жезл доброй воли

В Госдуме заговорили о возможности распустить ГИБДД и создать специальное ведомство, отвечающее за безопасность на дорогах. Однако, чтобы искоренить прогнившую систему, нужно разогнать и водителей тоже: коррупция и неустроенность в этой сфере мешают далеко не всем.

О том, что Госавтоинспекция в нынешнем виде направлена лишь на зарабатывание денег, а не на обеспечение безопасности, правозащитники твердят многие годы. Виктор Похмелкин создал целый проект организации специального ведомства – Министерства безопасности дорожного движения, которое должно было объединить все функции, влияющие на ситуацию на дорогах. Проект этот в Госдуму был внесен лет 8 назад и там же был похоронен. На этот раз о необходимости реформ, вопреки мнению премьер-министра Владимира Путина, заговорил депутат-единоросс, руководитель комитета по транспорту в Госдуме Сергей Шишкарев. «Сейчас вопросами организации дорожного движения, контролем и штрафами занимаются сразу шесть ведомств: МВД, Минтранс, МЧС, Минздравсоцразвития, Минобразования и Минрегион. Новый единый госорган должен будет объединить все их полномочия в этой области и подчиняться правительству РФ. Да, это большая реформа. Но ничего кардинального по улучшению ситуации на дорогах сегодня не происходит», – добавил Шишкарев.


Коррупционность системы не дает ей существовать эффективно. В итоге и пробки на дорогах, и люди гибнут, как во время войны, и деньги штрафников уходят мимо бюджета.

Впрочем, реформаторская идея – разогнать ГИБДД к чертовой матери и создать на этом месте другое ведомство – уже реализована на территории бывшего СССР.

Первым это сделал Михаил Саакашвили в Грузии. К его приходу к власти в 2004 году у автомобилистов были две беды: неэффективная система ОСАГО, с минимальными выплатами и монополистом на рынке, и Госавтоинспекция, которая настолько привыкла жировать, что собирала плату даже с не нарушивших правила автомобилистов, просто за проверку документов. И вот героическим жестом новый президент отменяет в стране ОСАГО, увольняет ГАИ в полном составе и формирует Патрульную службу МВД. Вместо 13 тысяч сотрудников решено набрать 2 тысячи, переэкзаменовав кандидатов из старой службы. Теперь кроме дорожного движения ее офицеры должны ловить карманников, хулиганов и развозить пьяных по вытрезвителям. Сокращение людей дает возможность повысить зарплаты в ведомстве, пересадить гаишников с «жигулей» на Volkswagen и закупить им израильское оружие. Жест Саакашвили добавил ему политических очков в глазах граждан.

А чтобы закрепить эффект, в течение года после реформы по телевидению в выпусках новостей крутят два вида роликов: о том, как сажают патрульного-взяточника, и о том, как патрульный в парадной форме снимает кошку с дерева или принимает роды.

На Украине дорожную инспекцию также расформировывали за взятки. Громко, победоносно и стремительно президент Ющенко потребовал навести порядок. Президент действовал по грузинскому сценарию, заявив, что «больше они не будут в кустах с бузиной сидеть». Приказы об увольнении всех сотрудников было поручено разработать в течение суток. На создание новой службы было выделено три месяца. При этом у новых патрульных остался тот же руководитель, а сотрудников собирали опять же из бывших гаишников.

Впрочем, чтобы изменить положение на дорогах, таких вот популистских необдуманных решений недостаточно.

И в Грузии, и на Украине сразу после роспуска ГАИ аварийность и смертность на дорогах взлетала до ошеломляющих цифр. Безнаказанные водители не менее опасны, чем распоясавшиеся силовики.

Глава Госавтоинспекции Украины в итоге все же был уволен вместе со всеми заместителями, но спустя три года после реформы и из-за дорожного инцидента. Его подчиненный, глава дорожного спецназа – подразделения «Кобра» – подрезал на своем Porsche Cayenne кортеж спикера Рады и показал ему средний палец. Глава парламента был возмущен и рассказал президенту о случившемся прямо во время заседания. Ющенко потребовал от руководителей ГАИ покинуть зал и отправиться писать заявление об увольнении, что, впрочем (как и реформа) не привело к снижению коррупции.

Проблема страшна и не решаема еще и потому, что даже сложная бюрократическая процедура по перекладыванию полномочий из одного министерства в другое результатов также не принесет. В первую очередь потому, что коррупционная коррозия сожрала и другие части системы.

Не сильно надежнее, чем ГИБДД, у нас МЧС, выдающее лицензии клубам вроде «Хромой лошади». Или Минобрнауки, которое готовит водителей так, что они потом педали газа и тормоза отличить не могут. Или Минтранс, у которого дороги разваливаются еще до сдачи в эксплуатацию.

Да и сами граждане привыкли к этому и, пока не грохнет, менять ничего не хотят. Права действительно проще купить: и нервы сэкономить, и силы. Штраф лучше отдать на месте, чтобы с квитанциями не бегать и в Сбере в очереди не стоять. Пробку можно и по встречке объехать, когда знаешь, что в кошельке есть деньги оплатить проезд. Открывая клуб, нужно готовить конверт со взяткой, зато можно потом сэкономить на стройматериалах и системах пожаротушения. Но в какой-то момент приходится хоронить жертв этой разлагающей беспечности. И использовать этих жертв, чтобы собрать взятки по новому кругу.

Мария Цыбульская

Газета.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе