Ярославские деревни затерянные во времени

Дети из деревень Сельцо, Селишки и Ивашево ходят в школу за 7 километров пешком, половину дороги они добираются по непролазной грязи.


Дураки и дороги


На перечеркнутом дорожном знаке  «Рыбинск» в конце улицы Костромской асфальтированная  дорога заканчивается. Мне казалось, что пару месяцев назад, когда на соревнованиях внедорожников ребята прокатили меня на уазике по трассе, это был экстрим. Оказалось те ощущения по сравнению с дорогой в эти деревни – ерунда.


Старенькая Нива главы Назаровского поселения Махмуда Медетханова, натужно урча мотором, застревает посреди жижи. И тут, наконец, осознаешь свою беспомощность – чтобы вытянуть транспортное средство, нужно найти трактор, который где-то там, далеко за границей цивилизации. Вся надежда на главу поселения, которого здесь знает «каждая собака». Двадцать лет он в этих краях служил участковым, а в последние годы – глава поселения.


- Раньше в Сельце была школа, детсад, свой медпункт, работа на птицефабрике, - вспоминает Медетханов, - теперь ничего этого нет. Дороги, по которым ездили колхозные трактора, приводило в порядок само хозяйство, теперь все свалили на поселение. Трактора энергетиков, которые сейчас тянут линию, окончательно добили единственную дорогу.


По документам дорога областного значения называется «Рыбинск-Сельцо-Макарово-Майский». Соответственно ремонтировать ее должны за счет областного бюджета. Сельским поселением заказан проект, но когда дойдет очередь до этой дороги – неизвестно, в области всегда найдутся более важные проекты, так как строительство нового моста в Ярославле или спешный ремонт дорог к 1000-летию.


- Если бы здесь жили родственники кого-то из высоких чиновников или они сами, проблему с дорогой решили бы в два счета и газ бы провели – предполагает Медетханов, - а здесь простые люди, что с них взять.


 В школу по грязи


По официальным данным, население деревни Сельцо – 53 человека, Селишки – 34, Ивашево – 28. Из них 11 детей школьного возраста (не считая детсадовцев и студентов). Все они вынуждены добираться до ближайшей городской школы семь километров, из которых  3,5 километра по абсолютному бездорожью.


- Наши дети вынуждены осенью и зимой, пока нормальные морозы не ударят, ходить в школу в резиновых сапогах, - говорит мать троих детей Светлана Широкова, - В начале зимы, бывает, утром в школу идут - подморозит, а после обеда опять растает, а возвращаться надо. И так примерно до декабря. Дети простужаются, больные все из-за этой резины. Да и девчонки, вон, стесняются в школе своей обувки, спешат переодеться. Зато как выборы, агитировать за кого – проблем нет. Эти и на снегоходах доберутся, и на вездеходах. Главное, чтобы мы как надо проголосовали. Скоро вот опять пожалуют.


Собственных машин у родителей школьников нет ни у кого, да если бы и были, проехать здесь можно только летом, да зимой, когда окончательно подморозит и если не сильно переметет дорогу. Некоторые, накопив 70 тысяч рублей, столько стоит квартира в селе Майском, переехали туда только ради детей-школьников. А накопить такие деньги здесь непросто – зарплата на овцеферме, которую переделали из птицефабрики, 7-8 тысяч рублей. Да и за эти деньги вакансий практически нет.


 Президент сказал, рожайте


Казалось бы, существуют сейчас различные федеральные целевые программы, например, «Социальное развитие села», «Поддержка многодетных семей». Можно воспользоваться помощью государства и приобрести жилье. Но для этих людей это лишь мечта.


- Какие там программы, - машет рукой мать четверых детей Любовь Румянцева, - На что нам кредиты выплачивать? Муж один работает на овцеферме. Я сижу дома с младшим ребенком Русланом, детсада-то нет. Наташа и Вероника в школе, Юля в училище. Живем огородом и натуральным хозяйством.


- Президент говорит, рождаемость надо повышать, вот мы и рожаем, - говорит Люба, - только наши дети никому выходит и не нужны.


Семья Лобаревых тоже считается многодетной – трое детей. Школьница только Вика, Даша и Илья – детсадовского возраста. И мама так же вынуждена сидеть с ними дома.


- А здесь еще и рожать надумаешься, - вторит Светлана Широкова. – Роды начались, а скорой не проехать – иди пешком больше километра до бывшего птичника, где дорога еще сносная. Есть еще вариант – заранее в больницу лечь, но детки мал мала меньше. Куда их?


А еще местные боятся пожара. Случись чего – машине не проехать. Межсезонье и зима – самые трудные времена для деревенских. Ведь даже свежий хлеб есть приходиться не всегда – ближайший магазин в городе, а до него еще нужно добраться. Каких-то перемен к лучшему местные жители, накормленные предвыборными обещаниями сделать дорогу, уже не ждут. Они ждут только лета, когда подсохнет, и в деревню вновь приедет автолавка. Со свежим хлебом.


Татьяна Петрова


Караван-Рос


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе