А знаете, что такое яр? Одно из значений: «болезненное состояние у некоторых птиц в период спаривания». Кстати на этой же странице Википедии создатели логотипов могут найти список 10 населенных пунктов России с названием Яр. Есть кому предложить работу в случае неудачи в Ярославле. Жаль, что Ярославль не устроил конкурс на аудиологотип, как Череповец.
Если воспринимать проект конкурса как просто исследование мнений горожан, то есть интересные моменты в работах. Например, понятие «мудрость», которое, на мой взгляд, на ура может быть воспринято во внешнем мире и, я предполагаю, вполне может быть частичкой идентичности ярославцев. Но проект брендинга Ярославля нельзя воспринимать как исследование. 23 июня 2012 года я сам слышал, как Евгений Урлашов, мэр Ярославля, предлагал продвигать Ярославль как «столицу современной демократии». Раз уж объявили, что конкурс народный, и что по его итогам будет голосование, и что победитель безвозмездно (как и в московском конкурсе победителю вручается только диплом) передаст свое творение городу, то придется как-то выкручиваться.
Работы ярославского конкурса так меня вдохновили, что я решил, знаете, так от души прямо сейчас придумать и подарить бренд замечательному городу смоленской области — Рославлю. Я даже готов бесплатно передать права на идею, мне главное, чтобы идея была реализована! А немецкий вариант слогана я предлагаю сделать такой «Я-я рославль». По-моему здорово придумано!
Сарказм этот, конечно же, не приятен участника и организаторам конкурса. Но именно такие чувства вызывают итоги конкурса в профессиональной среде. Для отрасли результаты Ярославля сами по себе не так страшны. Самое страшное, что может произойти при анализе итогов конкурса, это неверный вывод относительно необходимости вовлечения жителей в процесс брендинга. Неверный вывод звучит так: «Результаты конкурса наглядно демонстрирует утопичность идеи привлечения широких масс населения в процесс брендинга города. Такую работу необходимо доверять только профессионалам». А теперь правильный вывод. Вовлечение жителей города в его брендинг необходимо проводить ПО-ДРУГОМУ! Саму необходимость вовлечения будущих владельцев, носителей и потребителей бренда города под сомнение ставить нельзя.
Может показаться, что я рад возможности написать язвительную статью. Но это не так. Я расстроен. Расстроен тем, как стремительно моя отрасль коллекционирует примеры того, как не надо делать. Попробую найти в себе силы предложить Ярославлю что-то конструктивное, а не просто критику. Предлагаю современному и мудрому руководству города Ярославль набраться мужества и совершить следующие действия:
1. Поблагодарить всех участников, вручить дипломы и объявить что по итогам конкурса победителя не выявлено, но намечены возможные направления брендинга города, которые требуют дополнительной проработки;
2. Создать пул из наиболее активных конкурсантов, и с их помощью, а также на основе текущей организационной базы, протестировать возможные направления на предмет соответствия идентичности самих ярославцев, а также поискать новые уникальные черты ярославской идентичности;
3. Сформировать окончательный список направлений брендинг, протестировать их как внутри, так и во внешнем мире, сопоставить с задачами брендинга;
4. Выбрать одно направление брендинга, прописать концепцию и разработать слоган;
5. Составить ТЗ на разработку логотипа бренда города и объявить тендер среди профессиональных дизайнеров;
6. Презентовать жителям и всему мира бренд города, включая концепцию, логотип и план поддержки.
Удачи тебе, мудрый и современный город Ярославль!
Василий Дубейковский