Вместо дорог – саммиты и зарплаты чиновникам

В плюсовую погоду – болото, в мороз – стоящие колдобины. Бабушки из села Нового стараются выходить на улицу как можно реже. Виной тому – небольшая сельская дорога, выходя на которую пожилые люди валятся с ног. Тем временем власти Некрасовского района строят дорогу за селом. В чистом поле, в километре-двух от жилых деревушек. 

– Нас всех летом собирали, сказали, чтоб мы дороги в Новом даже и не ждали. Денег нет, – рассказывает дачница Надежда Миллионова, для которой Новое – малая родина. Здесь она родилась, здесь в садик ходила, здесь живет ее тетя, которую она навещает. – В прошлом году грейдером сняли верхний утоптанный слой, замеры сделали, чтобы дорогу нам починить. Но потом, видимо, передумали. Начали строить дорогу за селом… 

Помощи жители тамошнего села у властей никогда не просили. 70-летние старухи, ветераны тыла, при помощи детей и внуков справлялись сами. Подсоберут с домов деньжат – починят дорогу, снег зимой разгребать наймут рабочих. И эту бы зиму прожили так же, если бы летом по Новому не стала ездить тяжелая автотехника, возящая материалы для строительства засельской дороги. Вот и превратилась с приходом сентябрьских дождей дорога в Новом в грязную жижу. А с приходом холодов вся грязь встала дыбом. 


«Скорая» не доедет 

...От Ярославля до Нового – час езды на электричке. Это практически единственный способ связи с цивилизацией. Едешь утром – обратно только вечером. До автобуса – 

4 километра пешком. Каково для 70-80-летних старушек? Хорошо, что у каждой из них в городе живут хоть какие-то родственники, которые раз-два в неделю их навещают (на неделе-то особо не поездишь), справляются о здоровье и привозят продукты. 

– «Скорой» не подъехать, застревает, будем умирать – умрем, не успеют доехать, – в один голос причитают бабушки (живут здесь только вдовы ветеранов войны). – Вот недавно покойника хоронили. Еле ведь схоронили. Машине до кладбища не доехать, гроб тащили на табуретках. 

Для бабушек «скорая» – это единственная возможность показаться врачу. Фельдшера здесь нет, поэтому медиков в деревеньке (из 100 домов в Новом жилых только 19) ждут с нетерпением. 

– Хорошие они, – делится бабушка Галина Ивановна Калинина. – По вызову сходят и нас, старух, всех посмотрят, давление померяют. На улицу ведь редко хожу. Пошла на неделе купить себе чего-нибудь (магазин здесь заменяет машина с продуктами, приезжающая на полчаса каждый день), упала, разрыдалась. Дорога-то какая ведь! 

Почти всю жизнь баба Галя, как и многие здесь старушки, прожила в Новом. 30 лет проработала прачкой в психоневрологическом интернате в километре от Нового. Цех вредный, положена ли ей за вредность льгота, бабушка так и не знает. 

– На кой дорогу-то за село вывели? – не может понять и баба Катя Головяшкина, ей пошел уже девятый десяток. – Если бы деток не было, которые нам помогают, давно бы вымерли. Ты пиши, пиши больше, – обращается баба Катя, – может, хоть кто увидит, вспомнят о нас, старухах. 

За селом – дешевле 

Староста села Нового Евгений Гурдаев – один из немногих здешних мужчин. У Евгения в Новом родительский дом, куда на неделе он частенько приезжает на личном «уазике». Этой осенью мужчина был вынужден написать письмо губернатору с просьбой о помощи. Чуть больше недели назад пришел ответ: 

– Наше письмо перенаправили в департамент строительства, вот такой вот ответ нам пришел. Мудрят что-то. А ведь без дороги нельзя. Не пройдешь – не проедешь. Зимой бабулек приходится возить в больницу на своем снегоходе. А что поделаешь? Не оставлять же их здесь при смерти. 

Почему дорогу решили выстроить за пределами селения и кому она там нужна? Сами жители полагают, что дорогу строят аккурат к будущему коттеджному поселку москвичей. 

Как рассказала «КР» Галина Поправко, заместитель руководителя органа местной администрации сельского поселения Бурмакино, только на ремонт дороги между деревней Орлецы и Новым из бурмакинского бюджета ушло 98 тысяч. Для таких администраций это громадные деньги. 

Как выяснилось, первоначально рассматривалось целых три варианта, где пустить дорогу, связывающую населенные пункты: 

– от Бурмакинского интерната через Туношонку и Новое; 

– через деревню Орлецы; 

– через «мокрый луг» (где и строят). 

В первых двух трассу планировалось пустить через вновь возведенные мосты. Посчитали. Решили – дороговато. Поэтому остановились на «бюджетном» варианте.Сэкономили за счет людей. 

– Конечно, неправильно, – соглашается со мной Галина Ивановна Поправко. – Но так в большинстве деревень. Жители ремонтируют дороги за свои деньги. Все, что мы можем на выделенные нам средства, – проровнять землю грейдером, чтобы трасса была хоть чуточку ровнее. 

Жители и не просят асфальт – им бы гравия да песочку. Но денег в региональных бюджетах нет. Информацию о трассе, подведенной под коттеджи, не подтвердили. 

Хорошо устроились, господа высокопоставленные чиновники! Нехай люди за дороги платят! Ведь припрет – и заплатят, все равно соберут и подремонтируют, экономя на продуктах и лекарствах. Чтоб «скорая» приехала да машина продуктов привезла. И можно было бы понять, если бы руками разводили только в кризисное время. Дороги жители ремонтировали за свой счет всегда. 

Прямая речь 

Геннадий Смирнов, заместитель главы сельского поселения Бурмакино: 

– Кто дорогу испортил? Не знаю. В плане не стоит ремонт улично-дорожной сети в селе. Мы недавно (!) направили обращение от имени жителей и депутата муниципального совета губернатору с просьбой включить дорогу в план ремонта. Пока ответов нам не приходило. Дорогу за селом делают на федеральные средства. И в селе планировали дорогу починить за счет федеральных средств. Может, деньги кончились?! За свои деньги (бюджетные – авт.) ремонтировать мы не можем, сами живем на дотации. У нас 87 населенных пунктов, из них заасфальтированы единицы. Даже в Бурмакино только центральная улица заасфальтирована. 

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе