В защиту сов

Люди с нетрадиционным биологическим ритмом

 До сих пор считается, что вставать рано с утра — это норма. А человек, привыкший просыпаться после полудня, непременно предстаёт в глазах окружающих лентяем и разгильдяем совершенно независимо от того, в котором часу его день заканчивается и сколько и каких дел за это время он успевает сделать. Подобную ситуацию нельзя назвать справедливой. И вот почему.

В последнее время не только в мире вообще, но и в нашей стране в частности стало принято защищать права всех и вся: домашних животных, сексуальных меньшинств, детей. Российские учителя, например, жалуются, что школьники теперь до такой степени защищены всевозможными законами, что даже просто общаться с учениками многие опасаются. Но слышали ли вы, чтобы когда-нибудь кто-нибудь вступался за людей, живущих не в соответствии с общепринятым распорядком дня?

До сих пор считается, что вставать рано утром — это норма. А человек, привыкший просыпаться после полудня, непременно предстаёт в глазах окружающих лентяем и разгильдяем совершенно независимо от того, в котором часу его день заканчивается и сколько и каких дел за это время он успевает сделать. Подобную ситуацию нельзя назвать справедливой. И вот почему.

Всё для большего числа людей открывается возможность функционировать по своему собственному графику — благодаря интернету и появлению разнообразных работ, выполнять которые можно удалённо, не говоря уже о широкой популярности такого явления, как фриланс. Однако общество в целом продолжает жить по прежнему расписанию и, больше того, совершенно неизменным в этом вопросе остаётся общественное мнение. Посмотреть хотя бы на наши законы: в Москве, например, официально шуметь (сверлить, играть громкую музыку и т.п.) разрешается только до десяти часов вечера, зато начинать можно прямо с шести утра. Сходным образом работают госучреждения: большую часть документов, справок, виз можно получить только с утра пораньше. И если хотя бы в больших городах нашей страны ряд продуктовых магазинов, ресторанов, аптек, даже фитнес-клубов или — что вообще удивительно — контор, предоставляющих фотоуслуги, работает круглосуточно, то в той же Европе с этим вообще просто беда.

В советское время было принято считать мнимую заботу о работниках сферы услуг, которым тоже не хочется трудиться вечером или по выходным (в то время как у всех остальных, работающих в аналогичном графике граждан, логично появляются возможности и желание пойти что-то купить как раз в подобное время), порождением и большим недостатком именно тогдашнего социального и политического строя. Но, как показал опыт и более близкое знакомство с прозаической действительностью, как раз западные трудовые законодательства и обычаи таковы, что заставлять кого-либо трудиться в неурочное — с общепринятой точки зрения — время попросту невозможно. Купить что-либо или даже утолить голод в не отведённые для этого часы оказывается весьма затруднительно.

А между прочим, чем это не насилие над личностью и не своеобразный тоталитаризм, когда эту самую личность настойчиво загоняют в определённые временные рамки, внутри которых она вынуждена совершать покупки, обедать, ужинать и т.д.? К тому же что плохого в том, чтобы работать не в те же дни и часы, что все остальные? Для многих это удобно: комфортнее добираться на работу, остаётся время на то, чтобы учиться или, например, выяснять свои отношения с функционирующими только в дневное время госучреждениями, опять же не нужно рано вставать. Да мало ли еще может быть причин!

При этом защитников прав кого и чего угодно хоть отбавляй. Но никто не думает о правах тех, кого можно охарактеризовать как людей с нетрадиционным биологическим ритмом. Почему глухих следует называть слабослышащими, инвалидов — людьми с ограниченными возможностями, негров нельзя называть неграми (между прочим, даже русифицированный Microsoft Word этого слова не знает и подчёркивает его как ошибку), а вот людей, которые не хотят или почему-либо не могут вставать по утрам, нормально не только именовать, но и считать сонями и лентяями?

Почему огромное количество тех, кого это даже никаким образом не касается, так волнует вопрос о том, чтобы представители одного пола не только могли бы жить вместе и открыто демонстрировать свои отношения, но и имели право на официальном уровне их оформлять, то есть вступать в брак, тогда как возможности человека, который встаёт, допустим, после полудня, успевать делать свои дела (о работе или учёбе здесь даже речь не идёт), совершать покупки и развлекаться, решительно никого (кроме самих этих людей, и то не всех) не беспокоят и никому из окружающих проблемой не кажутся?

Возможно, возразит кто-то, любой человеческий организм функционирует в соответствии с определёнными (одними и теми же) биологическими ритмами. Но о каких биоритмах может идти речь, если до изобретения электричества люди вставали с рассветом, а зачастую и спать ложились с заходом солнца? В наше время даже самые ранние пташки явно живут иначе. В любом случае какой-то век с небольшим — ничто на фоне многотысячелетней истории человечества. Так что и современные представления о биологических ритмах, и сами эти ритмы сформировались только в ХХ веке, что определённо не даёт оснований считать их неотъемлемой частью природы человека. Многие государства эту самую природу полностью игнорируют, когда в целях экономии электроэнергии дважды в год на час переводят часы. Человек уже давно поставил себя вне порядка природы. Уж во всяком случае вне законов естественного отбора: в развитых странах люди не только стараются выходить даже самых нежизнеспособных представителей своего вида, но и предоставить им все возможности для продолжения рода.

Ночное бодрствование и дневной сон с точки зрения именно человеческой природы не более противоестественны, чем огромное число других поощряемых общественным мнением практик. Ну а аморальным или противозаконным стремление бодрствовать именно в то время, когда лучше всего функционирует мозг и остальное тело, точно не назовёшь.

Так что давайте либо перестанем заявлять о своём стремлении с пониманием и снисхождением воспринимать любые проявления «другого» в окружающих, либо действительно внимательнее и терпимее будем относиться к личностным, физиологическим и прочим особенностям друг друга, в чём бы они ни проявлялись. Если уж justice, то, насколько это возможно, justice for all.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе