В Переславле-Залесском состоялся проект «Школа реставрации»


В Переславле-Залесском состоялся проект «Школа реставрации». Печные изразцы 18 века возрождали к жизни реставраторы с разных уголков нашей страны.

О почти ювелирной работе – Нелли Филатова.


У них в руках – бор-машины, пинцеты и скальпели. Процесс реставрации в чем-то, действительно, похож на работу хирургов. Каждый экспонат как пациент. Которого нужно восстановить. И главное правило то же – не навреди.

– Была только вот эта часть целая. И я полностью восстановил её. Сделал форму из восстановленной уже части, залил гипс и восстановил её полностью, – рассказал Кантемир Коков, студент-реставратор, г. Нальчик.

Кантемир Коков – из Нальчика. Его увлечения – старинные здания, музейные экспонаты. Под стать древнему имени. Рядом – другие участники проекта «Школа реставрации».  Студентов-реставраторов и практикующих мастеров из разных уголков страны объединило не только общее дело, но и древняя переславская земля.

– Мне это очень близко, волнительно, ценно. В Томске у нас фонды не такие богатые старинными образцами, – поделилась Ярослава Беспалова, художник-реставратор Томского художественного музея.

Печные изразцы 18 века. Из фондов музея-заповедника. Когда-то они украшали дворянские усадьбы и купеческие дома. Декоративная плитка с помощью румпы крепились к кирпичной кладке печи. Расписанные цветными эмалями, с изображениями птиц, мифических персонажей они были невероятно популярны и, видимо, являются представителями знаменитой ярославской изразцовой живописи.

– В средние века ярославские изразцы ценились. А между гончарными мастерскими Ярославля и Москвы была негласная конкуренция. Искусные, самобытные, они поражали игрой света, цвета и формы. Сегодня здесь им возвращают их былое великолепие, – сказал Нелли Филатова, корреспондент «Вестей. Ярославль».

Очистить от загрязнений, нарастить сколы – гипсом, разведённым с минеральными пигментами. Укрепить специальным составом и восстановить картинку.

– Мы будем имитировать, восполнять рисунок, который у нас утрачен. И я наношу как раз тонировку. Сейчас подложку наношу под тонировку белую, – сказала Любовь Беляева, студентка-реставратор, г. Санкт-Петербург.

Не нарушая при этом правило – работа реставратора должна быть видна.

– Мы не можем обмануть зрителя, чтобы он не подумал, что это цельный предмет. То есть это принципы научной реставрации – всегда реставрация должна быть отличима от подлинника, – сообщила Анастасия Тинькова, реставратор Центра им. Грабаря, г. Москва.

Прикоснуться к истории, продлить жизнь экспонату, при этом сохранить его индивидуальность. Все изразцы, над которыми трудятся в школе реставрации, пополнят фонды переславского музея и будут представлены в экспозициях.

Автор
Нелли ФИЛАТОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе