В гости к Деду Морозу

Толчком к путешествию, о котором я хочу вам рассказать, послужило письмо, написанное моим четырёхлетним сыном Ильёй дедушке Морозу. Целый вечер он рисовал разноцветного снеговика, вывел аршинными буквами «Дорогой дедушка Мороз!» – постарался ребёнок от души. Зато передо мной встал вопрос, как доставить письмо адресату. Отправить по почте с припиской «на деревню дедушке Морозу»? А вдруг не дойдёт? Нельзя же обманывать ожидания ребёнка! На семейном совете было решено: надо ехать самим и вручить послание Илюши Деду Морозу лично в руки. Такова предыстория нашего путешествия на русский Север.


В Вологде–где–где...
В путь мы отправились в конце ноября. Компания подо­бралась замечательная: студенты-историки и преподаватели Ярославского университета имени Демидова. Дорога в Великий Устюг, расположенный практически на границе Вологодской и Архангельской областей (в начале XVIII века он принадлежал Архангелогородской губернии, в конце того же века уже числился в губернии Вологодской), лежит через старинные русские города Вологду и Тотьму. Поразительный факт: первый снег мы увидели точно напротив указателя «Вологодская область», на метр ближе, на территории Ярославской области, не было ни снежинки. С первых же километров по Вологодской земле начинается раскручивание бренда «Вологодчина – родина Деда Мороза». Об этом напоминают баннеры вдоль трассы, которые гласят: «Дед Мороз приглашает в гости круглый год».
Вологда встречает резными наличниками на окнах. А вот резного палисада, о котором так вдохновенно пели «Песняры», обнаружить не удалось. Постфактум я услышала пикантную историю о том, что единственный в городе резной палисад находится вокруг... кожно-венерологического диспансера. Нескладно у «Песняров» вышло, хотя «из песни слова не выкинешь».
Зато обнаружилась другая интереснейшая архитектурная деталь – вологодские крыльца: один из углов деревянного здания представляет собой открытую резную веранду, одно- или двухэтажную, в зависимости от высоты дома.
Чем знаменита Тотьма
Второй городок на пути нашего продвижения в вотчину Деда Мороза – старинная Тотьма. Он расположен на левом берегу великой русской реки Сухоны (ударение на первый слог) в месте впадения в неё маленькой речушки с загадочным названием Пёсьей Деньги. Тотьма стоит на 60-й параллели, так же как и именитые северные «столицы» – Санкт-Петербург и Осло. О важной географической детали напоминает памятный знак, возле которого не преминёт сфотографироваться каждый добравшийся до этой «тьмутаракани» путешественник. Городок компактный, практически лишённый современной застройки. Просматриваемые кое-где из-под снега деревянные тротуары – верная примета приближения к Северу. Исторически Тотьма знаменита тем, что в XVI веке здесь был крупнейший центр солеварения, позд­нее тотемские купцы снарядили на собственные сред­ства больше двадцати северных морских экспедиций. О былой славе тотемских мореходов напоминают ныне целых два музея – мореходов и исследователя Аляски Ивана Кускова.
Ещё Тотьма знаменита уникальным архитектурным стилем церквей, который так и называют – тотемское барокко, для которого характерны высокие, узкие основания (в профиль здания кажутся гораздо уже, чем в анфас), вытянутые барабаны, оригинальные «медальоны» и характерные угловатые миниатюрные главки. В 1880 году, когда Тотьма получила статус города, таких храмов было девятнадцать. Но пока спохватились, что стиль этот нигде в мире больше не встречается, большинство церквей было разрушено. Сейчас их осталось только пять, но посмотреть на них приезжают со всех концов света.
Индустрия с логотипом «Дед Мороз»
От Тотьмы до Устюга двести километров. Дорога отличная. Говорят, что чуть ли не сам президент отслеживает здесь качество дорожного покрытия. А началась эта сногсшибательная карьера самого северного города Вологодской области с лёгкой руки мэра Москвы Лужкова, который, будучи по своим делам в этих краях, натолкнулся на село Морозцево. Он и предложил «поселить» Деда Мороза именно здесь. Было это лет десять назад. С тех пор Великий Устюг, город с богатейшей, восьмисот­летней историей, практически утратил обаяние маленького уездного городка (хотя древние храмы по-прежнему определяют панораму города), зато пережил своё второе рождение, став цент­ром отлаженной туристической инфраструктуры.
Сказочному персонажу здесь посвящено всё: есть городская резиденция Деда, его почта, загородная вотчина. Плакаты, баннеры, растяжки – все, как один, напоминают о нём: «Почему не верить в чудо? Дед Мороз живёт у нас!».
На почте Деда Мороза – суета круглый год. Сюда приходят послания со всех уголков нашей страны, их тщательно сортируют по городам и весям, обязательно на каждое письмо отвечают. Для этого на почте работает целый штат помощников Деда Мороза. Эта такая сугубо «местечковая», устюжская специальность – «помощник Деда Мороза»: кого ни спроси – на почте ли, в вотчине ли – ответ будет один и тот же. Что на самом деле записано в их трудовых книжках – строжайшая тайна.
С этой почты можно отправить письмо-поздравление к любому празднику. Выбор поздравительных открыток, сувениров, подарков с соответствующей символикой – богатейший.
«Чей так светел взор незабываемый...»
Вотчина Деда Мороза находится в нескольких километрах от города, в красивейшем сосновом бору на берегу реки Сухоны. На территории в сорок с лишним гектаров размещены гостевые комплексы и гостиницы, кафе и закусочные, торговые ряды, зимний сад с редчайшими тропическими растениями... – по сути, это целый город. Но поскольку все здания резные-деревянные, точно сказочные терема, да и расположены достаточно далеко друг от друга, они просто теряются среди северных сосен-исполинов.
В этом году в вотчине открыли новый комплекс зоопарка. Он является филиалом Московского зоопарка, и все звери – около 25 видов – в Устюг прибыли оттуда. Честно говоря, я не любитель зоопарков, созерцание зверей в клетках всегда оставляет у меня тягостное чув­ство вины перед ними. В Устюжском зоопарке совсем иная атмосфера. У каждого – будь то волк, рысь, лиса, медведь, почему-то бодрствующий, несмотря на зимнее время, – роскошная резиденция с оригинальным домиком-теплушкой (двух одинаковых нет), прогулочной площадкой, своеобразными природными «тренажёрами» (скалы, пещеры, многоярусные площадки) для поддержания «спортивной» формы обитателей. Звери холёные и могучие, несуетные, с просветлённостью буддиста во взоре. За посетителями зоопарка наблюдают с высокомерием высокопоставленных особ, привыкших к вспышкам фотокамер. Устюжане – частые гости зоопарка, для многих из них вотчина – это место, где расположен зоопарк, а вовсе не резиденция главного сказочного персонажа зимы. А что им, они к Деду Морозу привыкли, это для приезжих он в диковинку.
Здравствуй, дедушка Мороз!
Пробираемся мы аллеей к дому Деда Мороза, а он уже собственной персоной стоит на высоком крыльце, рукой нам машет. Нарядный такой, в красной расшитой шубе. Мы обрадовались, тоже давай руками махать, кричать кто кого громче: «Здравствуй, дедушка Мороз!». А сами загордились: сам Хозяин вышел нас встречать. Подошли поближе, присмотрелись, а Мороз-то... в другую сторону смотрит, и вовсе не нам машет, а немецким тележурналистам, как потом выяснилось, которые про него передачу снимают.
Пока дедушка с иностранной прессой общался, его помощница, с виду настоящая Снегурочка, провела нас по дому, показала опочивальню с резной кроватью, рабочий кабинет, гардеробную комнату. Мороз – ещё тот модник оказался, три мастерицы для него такие наряды серебром да жемчугом вышивают, что мэтр российской моды Зайцев, случись ему увидеть дедовы кафтаны, шубы да льняные рубахи для летних выходов «в свет», наверняка бы подал в отставку.
В кабинете на стене – карта рабочих поездок Мороза по стране и миру. Складывается ощущение, что он вездесущ. Африка, Франция, Германия, Словения, десятки российских городов – маршруты только этого года. Даже на Эльбрус поднимался Дед в компании альпинистов, посвятив своё восхождение предстоящим Олимпий­ским играм в Сочи, символом которых (это только между нами, договорились?) он мечтает стать.
Наш российский Мороз – радушный хозяин. К нему со всех уголков земли едут в гости зарубежные владыки холода: Сагаану Убугун из Бурятии, Вайнахтсман из Германии, Чысхаан из Якутии, Бабадимпи из Албании, великобританский Фазер Крист­мас, бразильский Папай Ноэль и даже белорусский Зюзя. Этих «дедов», оказывается, по всему белому свету столько, что не сосчитать. Когда в Устюге в 2000 году гостил Санта-Клаус, они с нашим Дедом Морозом подписали документ-обращение ко всем детям земли, призывая их творить добро, и тогда во всём мире наступит долгожданный мир.
С Дедом Морозом мы общались под прицелом немецких телекамер. От того, наверное, и растерялись. К счастью, наш гид в этом путешествии преподаватель Демидовского университета Андрей Данилов быстро «нашёлся» и очень мелодично просолировал у наряженной новогодней ёлки «Кабы не было зимы в городах и сёлах, никогда б не знали мы этих дней весёлых». Передала я Деду Морозу и письмо от сына Илюши. Тот выслушал меня внимательно, попенял, что «сами за сказкой приехали, а ребёнка дома оставили», пообещал ответ написать лично.
– Снегу бы нам, дедушка, в новогодние праздники, – попросили мы на прощание дружно. Затянувшиеся ноябрьские хляби всех так утомили, что на более существенное пожелание фантазии не хватило.
– Будет вам снег, – пообещал Дед Мороз.
И, как видим, обещание своё выполнил.
Вместо послесловия:
А вчера пришло почтовое извещение, адресованное моему сыну. Со всех ног мы по­мчались с ним на почту: конверт с оленями, с тиснёной золотой печатью, в нём – книга для раскрашивания и письмо, начинающееся словами «Дорогой мой мальчик Илюшенька! Пишет тебе Дед Мороз...». Вот и не верь после этого в сказку...
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе